Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение на Федеральный закон «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней» (проект № 475778–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней», принятый Государственной Думой 24 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» Конвенция между Правительством Российской Федерацией и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней» (далее – Конвенция) подлежит ратификации, так как устанавливает правила иные, чем предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации.

Конвенция подписана в городе Владивостоке 7 сентября 2017 года в двух экземплярах каждый на русском, японском и английском языках, все тексты имеют одинаковую силу. В случае любого расхождения при толковании применяется текст на английском языке.

Конвенция основана на Типовом соглашении об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 года № 84 «О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество», кроме того, договаривающиеся государства руководствовались типовыми моделями, рекомендованными Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) и Организацией Объединенных Наций (ООН).

 Новая Конвенция заменит действующую Конвенцию, которая была подписана 18 января 1986 года между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии. Конвенция действует более тридцати лет и нуждается в актуализации в связи с изменившимися условиями экономической деятельности договаривающихся стран, а также существенными изменениями национальных налоговых законов, в том числе в связи с необходимостью совершенствования системы обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств и борьбы со злоупотреблениями.

Конвенция направлена на создание условий, при обеспечении которых юридические и физические лица обоих договаривающихся государств будут освобождены от двойного налогообложения одних и тех же доходов и капитала, как в своем государстве, так и государстве-партнере.

Конвенция применяется к лицам, являющимися резидентами одного из обоих договаривающихся государств, в отношении налогов на доходы. К ним относятся все налоги, взимаемые с общего дохода или отдельных элементов дохода, в том числе на доходы от отчуждения любого имущества, а также с общей суммы заработной платы, которая выплачивается предприятием.

Конвенцией регламентированы правила налогообложения следующих доходов: от недвижимого имущества, прибыли от предпринимательской деятельности, от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках, доходов физических лиц.

 Дивиденды, проценты, доходы от авторских прав и лицензий, доходы от отчуждения имущества также облагаются налогом. Конвенция будет применена также к идентичным или аналогичным налогам, которые будут установлены после ратификации Конвенции в дополнение или вместо существующих налогов.

Налогообложение прибыли от предпринимательской деятельности предприятия одного договаривающегося государства производится в другом договаривающемся государстве через постоянное представительство, расположенное в нем. Прибыль этого предприятия облагается налогом в этом другом государстве только в той части, которая относится к этому постоянному представительству (статья 7).

Прибыль предприятия договаривающегося государства от эксплуатации морских и воздушных судов в международных перевозках (в том числе от сдачи в аренду) облагается налогом только в этом договаривающемся государстве (статья 8).

Конвенцией установлены условия, при которых предприятия признаются ассоциированными предприятиями, и определен порядок налогообложения их прибыли. Ассоциированными предприятиями признаются предприятия, если предприятие одного договаривающегося государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого договаривающегося государства, или одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного договаривающегося государства и предприятия другого договаривающегося государства (статья 9).

Дивиденды, выплачиваемые компанией-резидентом одного договаривающегося государства резиденту другого договаривающегося государства, могут облагаться налогом в другом государстве. В то же время оговорено право взимания налога и в государстве-источнике, но в этом случае налог не может превышать 5% от общей суммы дивидендов, если получатель владеет не менее 15% акций, и этими акциями компания владеет в течение периода 365 дней, и 10% — во всех остальных случаях.

Кроме того, предусмотрен особый порядок налогообложения дивидендов от акций компании или аналогичных долей участия, если в течение 365 дней стоимость акций или аналогичных долей участия на 50% процентов состоит из движимого имущества. В этом случае налог не должен превышать 15 % от общей суммы дивидендов (статья 10).

Право взимать налоги с процентов, которые выплачиваются по разным долговым обязательствам, предоставлено государству, резидентом которого будет получатель дохода. При этом оговорено право взимания налога, в государстве-источнике, который не должен превышать 10% от общей суммы процентов (статья 11).

Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве (статья 12).

Конвенцией установлен порядок налогообложения доходов от отчуждения имущества. Доходы от отчуждения недвижимого имущества, находящегося в другом договаривающемся государстве могут облагаться налогом в этом другом государстве (статья 13).

Конвенция предусматривает режим налогообложения доходов физических лиц, аналогичный принятому в международной практике. Налог уплачивается физическим лицом со всех доходов в той стране, в которой оно находилось свыше 183 дней в течение любого двенадцатимесячного периода. Исключение сделано для артистов, спортсменов, государственных служащих, студентов, стажеров, пенсионеров и членов экипажей транспортных средств (статьи 14–19).

Конвенция содержит методы устранения двойного налогообложения. Применительно к резиденту России предусмотрена возможность при исчислении налога, подлежащего уплате в России, произвести вычет суммы налога, уплаченного в Японии. При этом сумма этого вычета не должна превышать сумму налога на доход или капитал, рассчитанного в соответствии с российскими налоговыми законами и правилами (статья 22).

Конвенция содержит специальные положения в части недопущения налоговой дискриминации, взаимосогласительных процедур, вопросов обмена информацией между компетентными органами договаривающихся государств, содействия по взысканию налогов, ограничения льгот. Если установлено, что главной целью какой‑либо структуры было получение льгот по Конвенции, то ему будет отказано в предоставлении таких льгот (статьи 23–26).

Конвенция вступает в силу на 30 день после даты обмена дипломатическими нотами, подтверждающими одобрение Конвенции каждым из договаривающихся государств и прекращает свое действие с момента письменного уведомления другого договаривающегося государства по истечении пяти лет с даты вступления Конвенции в силу (статьи 29, 30).

Имеется Протокол к Конвенции, который уточняет отдельные ее положения в части общих определений и отдельных положений Конвенции по вопросам дивидендов, доходов от отчуждения имущества, недискриминации, взаимосогласительных процедур, обмена информации, и является неотъемлемой частью Конвенции.

Финансово-экономическое обоснование, представленное к проекту федерального закона, не предусматривает дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Ратификация Конвенции будет способствовать повышению эффективности двустороннего сотрудничества, а также привлечению взаимных инвестиций.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

На основании изложенного комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и о предотвращении избежания и уклонения от уплаты налогов и Протокола к ней».