Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 25 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.К. Исаевым, О.А. Бондарем, И.В. Сапко в целях оптимизации бюджетного процесса в части осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерацией.
Федеральным законом предусматривается изменение оснований для обязательной ратификации договоров о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, сокращение состава информации, содержащейся в программе государственных внешних заимствований Российской Федерации (далее – программа заимствований).
Так, согласно Федеральному закону признаются утратившими силу требования Бюджетного кодекса Российской Федерации об обязательном отражении в программе заимствований всех займов, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам долларов США, а также о детализации по конкретным займам не менее 85 процентов общего объема внешних заимствований и необходимости включения в программу заимствований соглашений о займах, заключенных в предыдущие годы, но не утративших свою силу.
Также исключается требование, согласно которому договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации, исполнение которых влечет увеличение объемов государственных внешних заимствований Российской Федерации, установленных в федеральном бюджете, могут быть заключены только после внесения соответствующих изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Кроме того, Федеральным законом изменяются установленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации основания для обязательной ратификации договоров о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации.
В настоящее время договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации подлежат ратификации, если предусмотренные этими договорами займы не включены в программу заимствований и (или) привлекаемые в связи с заимствованиями средства превышают сумму, эквивалентную 10 миллионов долларов США, а также если исполнение таких договоров приводит к превышению верхнего предела государственного внешнего долга.
Согласно вносимым Федеральным законом изменениям, ратификации будут подлежать только договоры о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации с международными финансовыми организациями, учредительные документы которых ранее не были ратифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что практика заимствований Российской Федерацией у вышеуказанных международных финансовых организаций до настоящего времени была ограничена, реальные заимствования у внешних кредиторов будут осуществляться Правительством Российской Федерации без проведения процедуры их ратификации Федеральным Собранием Российской Федерации.
Комитет считает, что так как программа заимствований является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, то фактическая отмена требования о ратификации договоров о государственных внешних заимствованиях Российской Федерации является обоснованной.
Кроме того, в связи с тем, что процедура предоставления гарантий Российской Федерации по внешним займам не предусматривает заключения международных договоров, из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключается неработающая норма о необходимости ратификации таких договоров.
Комитет считает необходимым отметить, что реализация Федерального закона позволит ускорить процедуры, связанные с осуществлением государственных внешних заимствований Российской Федерации, расширит возможности по привлечению внешних займов.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».