Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 466070–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее-Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 июля 2018 года, комитет отмечает следующее. Проект федерального закона разработан депутатами Государственной Думы в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 марта 2018 года и направлен на совершенствования порядка исчисления налога на имущество физических лиц, а также на уточнение порядка исчисления имущественных налогов исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения. Законом устанавливается новая норма Налогового кодекса (далее — Кодекс), в соответствии с которой перерасчет сумм ранее исчисленных налогов по транспортному налогу, земельному налогу и налогу на имущество физических лиц не может осуществляться не более чем за три налоговых периода. Перерасчет сумм налога в части указанных налогов не осуществляется в случаях, если он влечет увеличение уже уплаченных сумм налогов (статья 52 Кодекса). Законом предусмотрены положения по изменению определения налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества при изменении кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода. Такие изменения предусмотрены при определении налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, организаций и земельному налогу (статьи 375, 378.2, 382, 391 Кодекса). Установлено, что налоговая база объекта определяется как их кадастровая стоимость, которая указана в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) на 1 января года налогового периода. Законом определено, что изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Если изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения связано с уточнением его качественных или количественных характеристик, то налоговая база определяется со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРН.

Изменения кадастровой стоимости объектов налогообложения, которые произошли вследствие ошибок, и подлежат исправлению по решению комиссии по рассмотрению споров или суда учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения в целях налогообложения сведений о таких изменениях.

 Изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения в связи с установлением его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров или суда учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, которая была оспорена.

Законом уточняется порядок исчисления сумм налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. Установлено, что при изменении в течение налогового периода качественных или количественных характеристик объектов недвижимого имущества, исчисление суммы налога (сумм авансовых платежей) осуществляется с учетом коэффициента, который определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимого имущества находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом периоде.

В соответствии с новой нормой Кодекса дети-инвалиды получили право, согласно которому налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на сумму кадастровой стоимости 600 квадратных метров одного земельного участка, принадлежащего налогоплательщику. Также дети-инвалиды будут пользоваться льготами, предусмотренными Кодексом для отдельных категорий налогоплательщиков по налогу на имущество физических лиц (статьи 391, 407 Кодекса).

Уточняются положения Кодекса в части применения налоговых вычетов в размере стоимости 20 квадратных метров и 10 квадратных метров соответственно для части жилого дома, части квартиры, и налоговых ставок в размере 0,1 % при определении налогооблагаемой базы таких объектов исходя из кадастровой стоимости объектов по налогу на имущество физических лиц (статья 403 Кодекса).

В соответствии с Законом устанавливаются аналогичные налоговые льготы для физических лиц собственников гаражей и машино-мест, которые располагаются в объектах недвижимости торгового, офисного и бытового назначения, которые действуют для физических лиц, чьи гаражи и машино-места размещаются в жилых домах (статья 407 Кодекса).

Законом для исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости устанавливается дополнительный коэффициент по ограничению ежегодного увеличения суммы налога до 10 процентов по сравнению с предыдущим годом, в котором исчисление налога осуществляется с коэффициентом 0,6 к кадастровой стоимости объекта. Также исключается возможность применения коэффициента в размере 0,8 при исчислении налога (статья 408 Кодекса).

 Согласно пояснительной записки к проекту Закона впервые применение такого коэффициента будет осуществляться в 2018 году при исчислении налога за 2017 год на территории 28 субъектов Российской Федерации, где порядок расчета налога по кадастровой стоимости действует с 2015 года. В 36 субъектах Российской Федерации, в которых налог за 2017 год исчисляется с коэффициентом 0,2 или 0,4, порядок исчисления налога в 2018 году не изменится.

По мнению комитета, аналогичная норма по введению коэффициента, ограничивающего увеличение суммы налога до 10 процентов, должна быть предусмотрена и по налогу на землю для физических лиц. Такое предложение обсуждалось в Совете Федерации при подготовке предложений по формированию концепции федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов. Была подготовлена поправка членами Совета Федерации, которая не была поддержана в Государственной Думе.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

 Положения Закона, по установлению льгот по имущественным налогам для детей-инвалидов будут применяться с 1 января 2015 года.

 Действие положений Закона в части применения коэффициентов, ограничивающих ежегодное увеличение суммы налога на имущество физических лиц распространяется на правоотношения, связанные с исчислением налога с 1 января 2017 года.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации добрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».