Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 455221–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 26 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона разработан Правительством Российской Федерации в связи со вступлением с 1 января 2018 года в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС).

ТК ЕАЭС установил единые правила таможенного регулирования на таможенной территории ЕАЭС. Вместе с тем, ТК ЕАЭС содержит нормы, согласно которым регулирование ряда правоотношений должно определяться на уровне национального законодательства. Рассматриваемый Закон устанавливает особенности таможенного регулирования в Российской Федерации.

Так, Законом предусмотрен переход на электронный документооборот не только на этапе декларирования товаров, но и на весь период взаимодействия заинтересованных лиц с таможенными органами (при оказании государственных услуг, взаимодействии при администрировании таможенных пошлин, налогов, проведении таможенного контроля после выпуска товаров, обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов). Законом вводится понятие и определяется порядок использования такого информационного ресурса, как личный кабинет, с помощью которого декларант или иное лицо реализуют свои права и обязанности, установленные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.

 Кроме этого, Закон устанавливает возможность представления уполномоченным экономическим операторам (далее – УЭО), перевозчикам, таможенным представителям, экспедиторам, декларантам и иным заинтересованным лицам предварительного информирования о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, без перевода на русский язык, если документы составлены на английском языке, предусмотренном в качестве международного стандарта составления перевозочных (транспортных) документов.

Закон наделяет Федеральную таможенную службу правом принятия предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых в Российскую Федерацию товаров на условиях, определенных Законом.

Законодательно установлены 60-тидневные сроки принятия предварительного решения по классификации товаров и предварительного решения о происхождении товара (ранее устанавливались нормативными актами со сроком 90 дней), сокращены сроки завершения процедуры таможенного транзита.

Рассматриваемым Законом предусмотрена возможность использования авансовых платежей в счет уплаты всех видов таможенных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Законом существенно изменены условия обеспечения исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. Так, Законом определены случаи, как обязательного предоставления обеспечения, так и условия, при которых декларант и таможенный представитель такое обеспечение могут не предоставлять.

Законом детально регламентирован порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки, перечислены основания для наложения ареста на товары, случаи изъятия товаров, места размещения изъятых товаров, и случаи, когда возврат изъятых товаров не предусмотрен, а также права и обязанности проверяемого лица при проведении таможенной проверки. Законом установлен предельный срок проведения камеральной проверки – 90 дней, с возможностью продления на 120 дней, в случаях, определенных Законом.

Рассматриваемый Закон существенно расширил основы проведения ведомственного контроля. Законом определены поводы для проведения ведомственного контроля, закреплено право вышестоящего таможенного органа отменить решение, действие (бездействие) нижестоящего таможенного органа в области таможенного дела, установлены случаи, когда такие решения не подлежат пересмотру в порядке ведомственного контроля (в частности, решения таможенных органов, принятые по результатам рассмотрения жалоб, а также результаты ведомственного контроля, осуществленного нижестоящими таможенными органами и т. д.).

Реализация рассматриваемого Закона направлена на создание условий для развития конкуренции, минимизации издержек участников внешнеэкономической деятельности, снижению влияния субъективного фактора на принятие решений в области таможенного дела.

Кроме этого, рассматриваемый Закон вносит изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», уточняющие перечень документов, обязательный для получения организацией федеральных специальных и акцизных марок, необходимых для маркировки алкогольной продукции. Также, в связи с необходимостью дооснащения оборудованием производств и сохранения объемов выпускаемой алкогольной продукции в летний период, Закон приостанавливает сроки вступления в силу положения Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 433-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 30 сентября 2018 года.

Комитет отмечает, что принятие данного Закона повлечет за собой признание утратившими силу, приостановление, изменение 190 нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.

Закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений Закона, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Закона его реализация не приведет к потерям федерального бюджета.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».