Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ (проект № 427003–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ (далее – Федеральный закон), комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими, а также членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым.

При рассмотрении проекта федерального закона в Государственной Думе были приняты поправки, соавтором которых выступил член Совета Федерации Н.А. Журавлев.

Федеральный закон направлен на совершенствование порядка формирования, получения и хранения кредитных историй.

Федеральным законом вносятся изменения в используемые понятия путем расширения определения договора займа (кредита) за счет включения в него договора банковского счета, который носит кредитный характер и предусматривает осуществление платежей со счета, несмотря на отсутствие денежных средств на нем.

Для целей полноценного наполнения кредитной истории в состав источников формирования кредитной истории включаются ликвидационные комиссии (ликвидаторы) в случае ликвидации юридического лица, а также лица, приобретшие право требования по обязательствам, в том числе специализированные финансовые общества или ипотечные агенты.

Федеральным законом уточняется состав идентификационных сведений, содержащихся в титульной части кредитной истории в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Уточняется порядок и форма запросов в бюро кредитных историй на предоставление кредитных отчетов. Запросы могут направляться физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями как в письменной форме на бумажном носителе, так и в форме телеграммы, заверенной оператором связи или в форме электронного документа, подписанного соответствующей электронной подписью.

Также уточняются способы идентификации субъекта кредитной истории, проводимые бюро кредитных историй для целей предоставления ему кредитного отчета по запросам, поступающим как в письменном виде, так и дистанционно.

Федеральный закон предусматривает возможность для субъектов кредитной истории удаленно давать согласие на предоставление информации о кредитной истории в бюро кредитных историй, а также уточняет требования к параметрам, отражаемым в согласии субъекта на предоставление кредитного отчета для пользователя.

Предусматривается увеличение срока действия согласия субъекта кредитной истории на предоставление данных пользователю с двух до шести месяцев со дня его оформления. При этом сокращается срок хранения согласия субъекта кредитной истории на получение основной части кредитной истории до трех лет со дня окончания срока действия данного согласия.

Возможность бесплатного получения субъектом кредитной истории кредитного отчета в каждом бюро кредитных историй увеличена до двух раз в год, в том числе один раз в год на бумажном носителе. Кредитный отчет может включать информацию, в случае наличия, о кредитном рейтинге, источниках формирования кредитной истории и пользователях, которым выдавались отчеты. Запрос в бюро кредитных историй о получении кредитного отчета по кредитной истории субъект кредитной истории вправе направлять через кредитную организацию, заключившую договор об оказании информационных услуг с бюро кредитных историй.

Комитет считает необходимым отметить, что практику бесплатного предоставления кредитных отчетов субъекту кредитной истории необходимо расширять при дальнейшем совершенствовании законодательства о кредитных историях.

Федеральным законом также устанавливается возможность для субъекта кредитной истории направлять запросы в Центральный каталог кредитной истории о представлении информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) хранится (хранятся) кредитная история (кредитные истории) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Принятие Федерального закона будет способствовать полноценному наполнению кредитной истории, а также своевременному отражению и получению данных в бюро кредитных историй, и как следствие снижению кредитных рисков банков.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением подпункта «в» пункта 3 статьи 1, который вступает в силу со дня официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“.