Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 694881–6)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 694881–6) (далее – Закон), принятый Государственной Думой 26 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона был внесен Правительством Российской Федерации и направлен на упорядочивание механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий. При рассмотрении проекта Закона во втором чтении в него были внесены поправки, подготовленные депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, И.Б.Дивинским, М.В.Гулевским и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым. К основным изменениям, внесенным рассматриваемым Законом, следует отнести следующие.

Закон вносит изменения в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», предусматривающие создание единой автоматизированной информационной системы страхования жилых помещений (далее – единая система). Единая система создается в целях информационного обеспечения организации страхования жилых помещений, а также принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об оказании помощи в возмещении ущерба, причиненного жилым помещениям и содержит информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения, а также иную информацию об осуществлении страхования жилых помещений, определяемую оператором единой системы и предоставляемую страховщиками. Оператором единой системы, обеспечивающим ее создание и эксплуатацию, является саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая страховые организации и включенная в единый реестр саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, в настоящее время Всероссийский союз страховщиков.

Оператор единой системы организует ее информационное взаимодействие с информационными ресурсами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Банка России. Перечень участников, состав передаваемой информации, порядок и сроки ее передачи, а также порядок указанного взаимодействия устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Законом установлено, что обязательства страховщиков по выплате страхового возмещения по договорам страхования жилых помещений, заключенным в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подлежат передаче в облигаторное перестрахование в национальную перестраховочную компанию по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в размере 95 процентов от объема обязательств страховщика по данному риску и по риску повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в размере 60 процентов от объема обязательств страховщика по данному риску, если иной размер не предусмотрен договором перестрахования с учетом объема принятых обязательств и собственного удержания страховщика. При этом предусмотрено, что условия принятия вышеуказанных обязательств не могут предусматривать размер премии, уплачиваемой за перестрахование, превышающий размер части страховой премии по основному договору страхования, предназначенной для осуществления страхового возмещения по обязательствам, передаваемым в перестрахование.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» уточняются полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Также Законом вводится дополнительная статья, устанавливающая полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций. В указанной статье предусмотрено, что в целях организации возмещения ущерба, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба жилым помещениям граждан с использованием механизма добровольного страхования. Статьей определены существенные условия и обстоятельства при организации возмещения ущерба, а также кроме полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, установлены полномочия Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности, Банка России, страховщиков и страхователей.

Дополнительно рассматриваемым Законом вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части возможности разработки, утверждения и реализации вышеуказанных программ организации возмещения ущерба жилым помещениям граждан с использованием механизма добровольного страхования.

Следует отметить, что 15 апреля 2015 года Комитету Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам было дано протокольное поручение № 495/2 по подготовке предложений о механизме обеспечения страхования гражданами жилья и иного имущества от риска их утраты в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий. В рамках исполнения данного протокольного поручения параллельно велась работа над рассматриваемым Законом, в том числе были проведены совещания с участием членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Банка России, Минфина России, страховщиков и их профессиональных объединений. Кроме этого в субъекты Российской Федерации были направлены запросы о целесообразности применения альтернативных схем решения вопроса оказания помощи гражданам, утратившим имущество в результате стихийных бедствий, в том числе введения обязательного страхования имущества или формирования специализированного компенсационного фонда. По результатам совместно проведенной работы удалось сформировать сбалансированную версию рассматриваемого Закона, предусматривающую механизм добровольного страхования и в значительной степени учитывающую интересы субъектов Российской Федерации.

Рассматриваемый Закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования, за исключением положений в части создания единой автоматизированной информационной системы страхования жилых помещений, которые вступают в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Реализация рассматриваемого Закона будет способствовать защите имущественных интересов граждан, утративших имущество в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, периодически возникающих на территории субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».