Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» (проект № 346805–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования» (далее ‑ Закон), принятый Государственной Думой 17 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование порядка исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, улучшение налогового администрирования.

Закон вносит следующие изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

При отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе этого лица налоговым органам предоставляется право направлять необходимые документы по адресу места нахождения одного из принадлежащих такому физическому лицу объектов недвижимого имущества, за исключением земельного участка (статья 31 Кодекса).

Устанавливается возможность для физических лиц уплачивать налоги через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, в котором в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации организована возможность приема от указанных лиц денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации (статьи 45, 58 Кодекса). При этом правила, установленные Кодексом в отношении уплаты налогов через кассу местной администрации или организацию федеральной почтовой связи, применяются также в отношении многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

Вводится предельный трехлетний срок с даты перечисления денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации, в течение которого налогоплательщик в случае обнаружения им ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление указанных денежных средств, вправе представить в налоговый орган заявление об уточнении платежа в связи с допущенной ошибкой (статья 45 Кодекса). При этом ошибкой также признается указание в платежных документах неправильного счета Федерального казначейства. Одновременно исключается норма о проведении по предложению налогового органа или налогоплательщика совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов.

Налоговым органам предоставляются полномочия по самостоятельному уточнению платежей при обнаружении ими ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации (статья 45 Кодекса). Решение об уточнении платежа налоговый орган может принять в течение трех лет со дня перечисления таких денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации и только в случае, если это уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки.

Для физических лиц устанавливается новый вид платежа – единый налоговый платеж (новая статья 451 Кодекса). Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщиком в счет исполнения обязанности по уплате транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц. Единый налоговый платеж перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика или по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества.

Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика, либо в счет уплаты недоимки и задолженности по соответствующим налогам. При этом налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа. Налогоплательщик также имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа, по которым налоговым органом не принято решение о зачете.

К единому налоговому платежу физического лица применяются все правила, установленные Кодексом в отношении уплаты налогов и сборов.

Обеспечительная мера в виде приостановления налоговым органом операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей распространяется Законом также на случаи непредставления плательщиком страховых взносов в налоговый орган расчета по страховым взносам в установленный срок (статья 76 Кодекса).

Устанавливается предельный срок в 3 года со дня уплаты налога, в течение которого налоговые органы производят самостоятельно зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам (статья 78 Кодекса).

Уточняется, что постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем и не имеющего на территории Российской Федерации места жительства, недвижимого имущества и транспортных средств, осуществляется на основании заявления, представленного в любой налоговый орган по его выбору (статья 83 Кодекса).

Вводится новая мера ответственности за нарушение срока перечисления налога (сбора, страховых взносов, авансового платежа, единого налогового платежа физического лица, пеней, штрафа) местной администрацией, организацией федеральной почтовой связи или многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг (новая статья 12912 Кодекса). Указанное налоговое правонарушение влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

Закон также вносит ряд изменений юридико-технического характера.

Большая часть норм Закона вступает в силу с 1 января 2019 года за исключением отдельных положений, которые вступают в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования.

В связи с принятием Закона потребуется издать новый приказ Федеральной налоговой службы и внести изменения в действующие приказы Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной налоговой службы. Срок подготовки указанных нормативных актов – 6 месяцев со дня вступления в силу Закона.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового администрирования».