Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 249505–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ‑ Закон), принятый Государственной Думой 18 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона был внесен депутатами Государственной Думы в 2017 году и направлен на совершенствование налоговой системы в рамках Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года. При рассмотрении проекта Закона в Государственной Думе во втором чтении в 2018 году в него были внесены поправки, содержащие новые меры по «настройке» налоговой системы Российской Федерации, направленные на снижение административной нагрузки на предпринимательскую деятельность, стимулирование деловой активности, повышение качества налогового контроля.

Наиболее важные изменения, которые вносятся Законом в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) состоят в следующем.

Вводится правило, согласно которому предметом повторной выездной налоговой проверки, проводимой в связи с подачей налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (статья 89 Кодекса).

В целях защиты интересов налогоплательщиков Закон уточняет процедуру оформления результатов, полученных налоговыми органами в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (статья 101 Кодекса). Начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о проведенных мероприятиях, а также полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений, а также установленная за них ответственность, фиксируются в дополнении к акту налоговой проверки. Указанный документ должен быть вручен под расписку или передан иным способом налогоплательщику, в отношении которого проводилась налоговая проверка и который вправе представить в налоговый орган письменные возражения по такому дополнению к акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям. Данные положения Закона будут применяться при вынесении решений по результатам проверок, завершенных после вступления его в силу.

Значительно сужается сфера налогового контроля за трансфертным ценообразованием (статья 10514 Кодекса). Сокращается перечень контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация. Одновременно на все эти сделки распространяется правило о признании их контролируемыми, если сумма доходов по сделкам за календарный год превышает 1 млрд. рублей. Ранее эта сумма составляла 60 млн. рублей (100 млн. рублей в случае, если стороной сделки являлся налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим).

Устанавливается суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых сделок (ранее его не было). Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли, а также сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства которого являются государство или территория, отнесенная Министерством финансов Российской Федерации к оффшорным юрисдикциям, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам за календарный год превышает 60 млн. рублей.

Данные меры позволят повысить эффективность налогового контроля и сфокусировать внимание налоговых органов на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, это освободит и налогоплательщиков от обязанности составления документации и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что приведет к существенному снижению издержек субъектов предпринимательской деятельности.

В части налога на добавленную стоимость (далее – НДС) сокращается срок проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС, а также других документов о деятельности налогоплательщика, с трех до двух месяцев (статья 88 Кодекса). Камеральная налоговая проверка может быть продлена до трех месяцев лишь в случае, если до ее окончания налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах. Данные положения Закона будут применяться в отношении деклараций по НДС, представленных в налоговые органы после дня вступления Закона в силу.

Закон уточняет порядок определения налоговой базы по НДС при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет передачи имущественных прав, установив ее как разницу между суммой оплаты, частичной оплаты и приходящейся на нее доли стоимости таких имущественных прав (статья 154 Кодекса).

Законом возлагается обязанность налогового агента на ОАО Российские железные дороги при оказании услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров (статья 161 Кодекса). В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость оказанных услуг без включения в нее суммы налога. Данные положения Закона будут применяться в отношении услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и контейнеров, оказанных начиная с 1 октября 2018 года.

В целях согласования положений Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Законом вносятся необходимые изменения в Кодекс. В частности, в соответствии со статьей 72 указанного Договора взимание косвенных налогов в государствах–членах Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) осуществляется с применением нулевой ставки НДС и освобождением от уплаты акцизов при экспорте товаров. В связи с этим перечень товаров (работ, услуг), при реализации которых налогообложение производится по ставке 0% дополняется товарами, вывезенными с территории Российской Федерации на территорию государства‑члена ЕАЭС в случаях, предусмотренных Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (статья 164 Кодекса). В части вывоза подакцизных товаров с территории Российской Федерации на территорию государств‑членов ЕАЭС также устанавливается, что порядок подтверждения права на освобождение от уплаты акциза устанавливается на основе Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года (статья 186 Кодекса).

Вносятся изменения в порядок подтверждения права на применение нулевой ставки по НДС, направленные на оптимизацию документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки (статья 165 Кодекса). Так, отменяется такое требование к контракту, представляемому для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС, как заключение его только с иностранным лицом. Из перечня обязательных документов, представляемых в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС, исключаются транспортные, товаросопроводительные и иные документы, подтверждающие факт данного вывоза. Налогоплательщику дается право не представлять повторно контракты (договоры), которые ранее были представлены в налоговый орган для обоснования применения ставки 0% по НДС за предыдущие налоговые периоды или обоснования освобождения от уплаты акциза.

Законом существенно ускоряется процедура возмещения НДС (статья 1761 Кодекса). Право на применение заявительного порядка возмещения налога теперь имеют налогоплательщики‑организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, составляет не менее 2 млрд. рублей вместо ранее установленных 7 млрд. рублей. Уточняются требования к поручителям в случаях, если исполнение обязанностей по уплате НДС обеспечены поручительством.

Закон вносит аналогичные изменения и в отношении уплаты акцизов. Теперь право на освобождение от уплаты акциза или его возмещение без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики-организации, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, составляет не менее 2 млрд. рублей вместо ранее установленных 10 млрд. рублей (статья 184, 2031 Кодекса). Уточняются требования к поручителям, а также порядок подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта в части исключения обязательного представления транспортных, товаросопроводительных и иных документов с отметками российских таможенных органов (статья 198 Кодекса).

Меняется подход к праву субъектов Российской Федерации устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в их бюджеты (статья 284 Кодекса). Ранее она не могла быть понижена законами субъектов Российской Федерации для отдельных категорий налогоплательщиков ниже 13,5% (12,5% в 2017 – 2020 годах). Согласно Закону ставка налога может быть понижена только в случаях, предусмотренных главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса.

Вводятся переходные положения, согласно которым такие пониженные ставки, установленные до 1 января 2018 года, подлежат применению налогоплательщиками до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом они могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 – 2022 годов.

Законом устанавливаются размеры государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием энергосбытовой деятельности (статья 33333 Кодекса). За предоставление лицензии будет взиматься государственная пошлина в размере 50 тыс. рублей, за переоформление и предоставление дубликата лицензии – 5 тыс. рублей.

Из объекта обложения налогом на имущество организаций исключается движимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (статья 374 Кодекса). Данная норма вступает в действие с 1 января 2019 года, что должно способствовать ускоренному обновлению основных фондов и создавать стимулы для развития промышленности. Корреспондирующие изменения вносятся в другие статьи Кодекса, определяющие налоговые ставки, налоговые льготы и порядок применения налоговых льгот (статьи 380, 381, 3811 Кодекса).

Уточняется порядок определения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций по объектам недвижимого имущества (статья 376 Кодекса). Налоговая база теперь определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, а также в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения. В связи с этим расчеты по авансовым платежам и налоговую декларацию по налогу на имущество организаций налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения объектов недвижимого имущества или по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения (статья 386 Кодекса).

В части применения института консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН) Законом определено, что договоры о создании или продлении срока действия договора о КГН, присоединении или выходе организаций из КГН не подлежат регистрации налоговыми органами (статья 3 Закона). Договоры, зарегистрированные налоговыми органами в 2018 году до дня вступления в силу Закона, считаются незарегистрированными.

 Указанные положения не применяются при регистрации налоговыми органами изменений в договор о создании КГН, связанных с присоединением к такой группе новых организаций, в которых непосредственно участвуют собственники Единой системы газоснабжения (с суммарной долей участия более 50%), осуществляющие реализацию инвестиционного проекта по строительству Амурского газоперерабатывающего завода, при условии, что объем капитальных вложений таких организаций составит не менее 100 млрд. рублей за период с 2015 по 2025 годы.

Закон вводит предельный срок функционирования КГН – 1 января 2023 года (статья 3 Закона). Договоры о создании или изменении КГН, зарегистрированные налоговыми органами до дня вступления в силу Закона, действуют до окончания срока их действия, но не позднее установленного предельного срока.

При этом устанавливается обязанность ответственного участника КГН представлять в налоговый орган информацию о прогнозируемых поступлениях налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации от КГН в текущем финансовом году, на очередной финансовый год и плановый период и о факторах, оказывающих влияние на планируемые поступления налога на прибыль (статья 255 Кодекса). Указанная информация представляется по требованию налоговых органов, которым дается право направлять ее в финансовые органы субъектов Российской Федерации, на территории которых осуществляют деятельность участники КГН. Закон определяет, что представление информации о поступлениях налога на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации от КГН не будет являться разглашением налоговой тайны, но одновременно накладывает запрет на разглашение данных сведений должностными лицами финансовых органов субъектов Российской Федерации (статья 102 Кодекса).

Комитет отмечает, что исключение Законом движимого имущества из объектов налогообложения налогом на имущество организаций приведет к сокращению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В связи с этим комитет считает, что указанные выпадающие доходы должны быть в полном объеме компенсированы бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Закон также вносит ряд изменений уточняющего и юридико-технического характера, необходимость которых возникла в ходе правоприменительной практики.

Закон вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».