Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (проект № 939349–6)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 12 июля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Закон был внесен депутатами Государственной Думы Н.Н.Гончаром, М.Л.Шаккумом и членом Совета Федерации Н.А.Журавлевым, направлен на совершенствование процедуры лицензирования субъектов страхового дела и содержит следующие основные изменения.

Рассматриваемым Законом уточняется содержание единого государственного реестра субъектов страхового дела, дополняются права и обязанности страховщиков, вводится необходимость утверждения страховыми организациями положения об оценке страховых рисков и управлении ими и определяется его содержание. Также устанавливается срок действия предварительного разрешения органа страхового надзора на увеличение страховой организации размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов – один год.

Минимальный базовый размер уставного капитала страховщика увеличивается Законом со 120 млн. рублей до 300 млн. рублей. Минимальный размер уставного капитала страховой организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, составляет 120 млн. рублей. Также уточняются коэффициенты к базовому размеру уставного капитала для осуществления страхования соответствующих объектов.

При этом предусмотрено трехэтапное увеличение размера уставных капиталов страховщиков, созданных до дня вступления в силу рассматриваемого Закона. Увеличение уставных капиталов таких страховщиков будет осуществляться с 1 января 2020 года, с 1 января 2021 года и 1 января 2022 года в размерах в зависимости от видов объектов страхования.

Так, страховщики, осуществляющие страхование жизни, обязаны сформировать свои уставные капиталы в указанные сроки в размерах 310 млн. рублей, 380 млн. рублей и 450 млн. рублей соответственно.

Страховщики, осуществляющие страхование иных объектов страхования, обязаны сформировать свои уставные капиталы в указанные сроки в размерах 180 млн. рублей, 240 млн. рублей и 300 млн. рублей соответственно.

Страховщики, осуществляющие перестрахование, а также страхование в сочетании с перестрахованием, обязаны сформировать свои уставные капиталы в указанные сроки в размерах 520 млн. рублей, 560 млн. рублей и 600 млн. рублей соответственно.

Законом уточняется перечень документов, представляемых соискателем лицензии в орган страхового надзора для получения лицензии на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, а также на осуществление посреднической деятельности в качестве страхового брокера.

Отдельно устанавливается перечень дополнительных документов, представляемых в орган страхового надзора соискателями лицензии, являющимися дочерними обществами по отношению к иностранному инвестору или имеющими долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов.

Уточняется порядок действий соискателя лицензии и органа страхового надзора в случае несоответствия заявления о предоставлении лицензии и иных документов установленным требованиям, основания отказа органа страхового надзора в выдаче лицензии и порядок действий соискателя в этом случае, а также порядок действий субъекта страхового дела в случае отзыва лицензии.

Закон определяет размер уставного капитала, порядок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и перечень документов для получения лицензии в отношении соискателей лицензии, представивших необходимые документы до дня вступления Закона в силу, а также срок представления страховыми организациями, созданными до дня вступления Закона в силу, бизнес-плана в орган страхового надзора.

Рассматриваемый Закон вступает в силу с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

В целом реализация Закона будет способствовать повышению профессионального уровня организаций, имеющих намерение осуществлять страховую деятельность, и усилит защиту прав потребителей страховых услуг.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».