Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств» (проект № 296412–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 5 июня 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения проекта федерального закона в Государственной Думе были приняты пять поправок, подготовленных членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым, а также депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, А.Д. Козенко.

Федеральный закон направлен на создание правового механизма, противодействующего хищению денежных средств со счетов клиентов при совершении операций с использованием систем дистанционного банковского обслуживания (далее – ДБО), а также на предотвращение несанкционированного клиентом снятия денежных средств, и вносит изменения в следующие законы: Федеральный закон № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»; Федеральный закон № 395–1 «О банках и банковской деятельности»; Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Положения Федерального закона направлены на защиту интересов как юридических, так и физических лиц.

Федеральным законом закрепляется право оператора по переводу денежных средств (далее – оператор) на приостановление исполнения операции на срок не более двух рабочих дней в случае если операция соответствует признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента.

Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и публикуются на его официальном сайте. Оператор, в рамках реализуемой системы управления рисками, обязан определить процедуры выявления таких операций.

Федеральным законом закрепляется порядок действий операторов при приостановлении операции, в том числе устанавливается обязанность предоставить клиенту информацию о совершении такого приостановления, о рекомендациях по снижению рисков повторного осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Также вводится обязанность незамедлительно запросить у клиента подтверждение возобновления исполнения распоряжения, а в случае получения такого подтверждения незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения оператор возобновляет исполнение распоряжения по истечении двух рабочих дней.

В отношении юридических лиц предусматривается особый порядок действий оператора, нацеленных на возврат денежных средств законному владельцу.

Предусматривается несудебная процедура подтверждения получателем обоснованности получения денежных средств. В случае получения от оператора-плательщика уведомления о приостановлении, оператор-получатель приостанавливает зачисление денежных средств на срок до пяти рабочих дней и незамедлительно запрашивает у получателя документы, подтверждающие обоснованность получения переведенных денежных средств. Такие документы должны быть предоставлены в течение пяти рабочих дней. При их отсутствии оператор-получатель обязан осуществить возврат денежных средств в срок не позднее двух рабочих дней после истечения пятидневного срока.

При этом сроки проведения платежей операторами-плательщиками не удлиняются, а возврат денежных средств возможен только до зачисления денежных средств на банковский счет получателя.

Кроме этого, Федеральным законом устанавливается обязанность операторов по переводу денежных средств, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры:

 — реализовывать мероприятия по противодействию осуществлению переводов денежных средств без согласия клиента в порядке, установленном Банком России;

 — направлять в Банк России информацию обо всех случаях или попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента по форме и в порядке, установленным Банком России.

Предусматривается формирование и ведение Банком России базы данных о случаях и (или) попытках осуществления переводов денежных средств без согласия клиента. При этом закрепляется право нераспространения правовых механизмов защиты банковской тайны на ситуации, когда раскрытие информации об операциях и счетах клиентов осуществляется через Банк России в целях предотвращения совершения и выявления операций, совершаемых без согласия клиента.

В соответствии с Федеральным законом Банк России по согласованию с ФСБ России и ФСТЭК России устанавливает для кредитных и некредитных финансовых организаций обязательные требования к обеспечению защиты информации при осуществлении банковской деятельности и деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия совершению переводов денежных средств.

Реализация положений Федерального закона позволит снизить рост числа несанкционированных операций, совершаемых с использованием ДБО, сократить возможности хищения денежных средств с платежных инструментов граждан, а также предотвратить потери кредитных организаций со счетов юридических и физических лиц.

По данным Банка России, объем несанкционированных операций со счетов юридических лиц (покушений на хищение денежных средств со счетов юридических лиц с использованием систем ДБО) в 2017 году составил 1,57 млрд. руб. (841 операция). Объем несанкционированных операций, совершенных с использованием платежных карт, эмитированных на территории Российской Федерации, в 2017 году составил 961,3 млн. руб. (более 317 тыс. операций), превысив показатели 2016 года на 25%.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования в связи с необходимостью принятия Банком России нормативных актов, устанавливающих требования к реализации положений Федерального закона.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия хищению денежных средств».