Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 329222–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 10 апреля 2018 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на исполнение поручения Президента Российской Федерации от 7 июля 2017 года № Пр-1312 в части поддержки индустрии анимационного кино. В этих целях вносятся изменения в две статьи части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

Закон предусматривает расширение перечня операций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). От НДС освобождаются операции по реализации прав на использование охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, использованных или возникающих при создании кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в том числе анимационных фильмов, в части предоставления лицензий на использование охраняемых объектов авторских прав (статья 149 Кодекса). Данная норма вступает в силу по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Закон устанавливает пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции или оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции (статья 427 Кодекса). Пониженные тарифы устанавливаются на период 2018–2023 годов в совокупном размере 14%, в том числе по соответствующим видам страхования:

на обязательное пенсионное страхование — 8,0%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,0%;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации — 1,8%;

на обязательное медицинское страхование — 4,0%.

Аналогичные пониженные тарифы страховых взносов применяются в настоящее время для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. При этом экономические условия производства анимационных фильмов схожи с условиями функционирования отрасли информационных технологий: 80% в себестоимости анимационного продукта составляют затраты на выплаты физическим лицам, в том числе страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Снижение тарифов страховых взносов, как указано в пояснительной записке к проекту Закона, позволит организациям индустрии анимационного кино снизить себестоимость анимационной аудиовизуальной продукции, привлекать инвестиции в отрасль, а также высококвалифицированных специалистов из смежных областей, в том числе из отрасли информационных технологий.

В соответствии с Законом плательщики, применяющие пониженные тарифы страховых взносов, должны отвечать определенным условиям. Так, доля доходов от реализации анимационной аудиовизуальной продукции, оказания услуг (выполнения работ) по ее созданию должна составлять не менее 90% в сумме всех доходов организации за определенный период, а среднесписочная численность работников — не менее 7 человек. Также плательщики страховых взносов должны иметь документ, подтверждающий их нахождение в реестре организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции или оказание услуг (выполнение работ) по созданию такой продукции. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере кинематографии, ведет указанный реестр и своевременно представляет в налоговые органы информацию о нахождении в нем той или иной организации.

Действие новых положений статьи 427 Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Реализация Закона приведет к выпадающим доходам государственных внебюджетных фондов в размере около 300 млн. рублей в год. Компенсацию выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов Правительство Российской Федерации будет осуществлять за счет средств федерального бюджета. Так как льгота по НДС была внесена в текст проекта Закона в виде поправки при рассмотрении в Государственной Думе во втором чтении, расчеты по выпадающим доходам федерального бюджета от расширения перечня операций, освобождаемых от обложения НДС, отсутствуют.

По мнению комитета, срок действия льготы по уплате НДС было бы целесообразно синхронизировать с временным периодом действия пониженных тарифов страховых взносов для анимационной отрасли с 2018 по 2023 год.

Принятие Закона потребует разработки трех нормативных правовых актов: двух приказов Министерства культуры Российской Федерации и одного приказа Федеральной налоговой службы. Их разработка предусмотрена в течение 2 месяцев с момента официального опубликования Закона.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Меры, предусмотренные Законом, должны способствовать экономическому развитию анимационной отрасли и повышению ее конкурентоспособности. Учитывая вышесказанное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».