Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 821534–6)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 июня 2015 года.

Федеральный закон направлен на повышение прозрачности закупок, осуществляемых отдельными видами юридических лиц, расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам компаний с государственным участием, стимулирование конкуренции на рынке государственных закупок.

В связи с этим предусматривается перевод закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых отдельными видами юридических лиц (далее – заказчики), в электронную форму на электронных площадках с возможностью предоставления участниками закупочных процедур обеспечения заявок как денежными средствами, так и банковской гарантией.

Федеральным законом устанавливается обязанность заказчика осуществлять конкурентные закупки в электронной форме, за исключением случаев, которые определены в положении о закупке, утверждаемом заказчиком. При этом комитет обращает внимание на то, что конкурентные закупки, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее – МСП), должны осуществляться в электронной форме.

Закупки у МСП должны проходить на электронных площадках, функционирующих в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и дополнительными требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерацией, с использованием одного из следующих конкурентных способов: конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок.

Также Федеральным законом устанавливаются требования к закупкам, осуществляемым закрытым способом. В частности, информация о таких закупках не подлежит размещению в единой информационной системе, а перечень электронных площадок, на которых могут осуществляться закрытые закупки, определяется Правительством Российской Федерации.

Для участия в закупке участник должен получить аккредитацию на электронной площадке в порядке, установленном оператором электронной площадки.

Аккредитация субъектов МСП на электронной площадке осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Оператор электронной площадки при проведении конкурентных закупок обязан обеспечить, в том числе, сопоставление ценовых предложений, дополнительных ценовых предложений, формирование проектов протоколов конкурса.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается на электронной площадке не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Необходимо отметить, что Федеральным законом также определяются правила для описания предмета закупки. В описание предмета закупки не должны включаться указания на товарные знаки, фирменные наименования, наименования страны происхождения товаров.

Вводится понятие типового положения о закупке и требования к его содержанию, утверждению и изменению. Федеральному органу исполнительной власти, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органу местного самоуправления, являющемуся собственником имущества унитарного предприятия, либо осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставляется право утверждать типовое положение о закупке. При этом типовое положение о закупке размещается в единой информационной системе в течение пятнадцати дней с даты его утверждения. В крупных холдинговых компаниях разрешается использование единого положения о закупке.

В соответствии с Федеральным законом предусматривается возможность при проведении конкурентных закупок установления требования об обеспечении заявок на участие в конкурентной закупке путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке осуществляется участником конкурентной закупки.

Средства, предназначенные для обеспечения заявок, должны вноситься участниками закупок на специальные банковские счета, которые открываются ими в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Предусматривается, что заказчики не вправе устанавливать требование об обеспечении заявки при начальной цене договора до 5 млн. рублей. При начальной цене свыше 5 млн. рублей заказчики вправе устанавливать требование об обеспечении заявки в размере не более 5% от цены договора.

В целях повышения достоверности информации, указываемой заказчиками, а также оптимизации поиска заказов субъектами малого и среднего предпринимательства, на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, возлагается обязанность ведения в единой информационной системе реестра заказчиков. Порядок ведения указанного реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также Федеральным законом определено, что участником закупки с правом подачи жалоб до окончания срока подачи заявок является любое юридическое лицо, а после окончания срока подачи заявок – только то лицо, которое подало заявку на участие в закупке. При этом рассмотрение жалобы антимонопольным органом должно ограничиваться только вопросами, составляющими предмет обжалования. Отдельно предоставляется право корпорации развития малого и среднего предпринимательства обжаловать в антимонопольном органе действия заказчиков и операторов электронной площадки.

Федеральным законом предусматривается исключение из сферы регулирования Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) юридических лиц, признаваемых взаимозависимыми лицами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, и закупок дочерних компаний заказчиков, зарегистрированных на территории иностранных государств с целью осуществления деятельности на их территории. Также не будут применяться положения Закона № 223-ФЗ к случаям заключения и исполнения договоров с иностранным юридическим лицом, предметом которых является поставка товара, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которым продажи государственного и муниципального имущества в электронной форме будут осуществляться через электронные площадки, действующие в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с использованием единой государственной информационной системы, которая осуществляет фиксацию юридически значимых действий, совершаемых на электронной площадке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года. При этом положения о закупке должны быть приведены в соответствие с требованиями рассматриваемого Федерального закона, утверждены и размещены в единой информационной системе не позднее 1 января 2019 года.

При рассмотрении Федерального закона в комитете коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».