Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 666051–6)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 декабря 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан в целях уточнения отдельных положений законодательства о контрактной системе.

Так, Федеральным законом расширяется перечень случаев, при которых заказчику предоставляется право осуществления закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно Федеральному закону к указанным случаям добавляются случаи, связанные с:

заключением органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления контрактов на оказание услуг по осуществлению рейтинговых действий от российских и иностранных кредитных рейтинговых агентств;

осуществлением закупок работ по модернизации и сопровождению федеральных государственных информационных систем для информационно-правового обеспечения деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Кроме того, в связи с необходимостью предоставления дополнительного времени для получения банками кредитного рейтинга от национальных рейтинговых агентств Федеральным законом переносится с 1 января 2018 года на 1 июня 2018 года обязанность заказчиков при осуществлении закупочных процедур использовать банковские гарантии от банков, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, к размеру собственных средств (капиталу) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами по национальной рейтинговой шкале.

Таким образом, до 1 июня 2018 года заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов должны будут продолжать принимать банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих следующим четырем условиям:

1) осуществление банковской деятельности в течение не менее пяти лет;

2) наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее
1 миллиарда рублей;

3) соблюдение обязательных нормативов на все отчетные даты в течение последних шести месяцев;

4) отсутствие требования Центрального банка Российской Федерации об осуществлении мер по финансовому оздоровлению банка.

Актуальный перечень указанных банков публикуется на сайте Министерства финансов Российской Федерации.

Комитет считает, что отсрочка вступления в силу принятой ранее нормы об использовании при закупках в конкурсных процедурах банковских гарантий согласно требованиям к уровню кредитного рейтинга и размеру собственных средств (капиталу) банка, отрицательно скажется на развитии рейтинговой отрасли и конкуренции в банковском секторе.

Также Федеральным законом устанавливается, что порядок размещения в единой информационной системе план-графиков закупок уполномоченными органами и учреждениями Республики Крым и города федерального значения Севастополь, а также их муниципальными образованиями, приводится в соответствие с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

До настоящего времени в отношении Республики Крым и города федерального значения Севастополь действовал переходный период, согласно которому план-графики размещения заказов должны размещаться на специализированных информационных ресурсах по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (до 1 января 2014 года), с учетом особенностей, которые могли быть установлены Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством.

При рассмотрении Федерального закона в комитете коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статью 18 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».