Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проект № 623906–6)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу рядом депутатов Государственной Думы 15 октября 2014 года.

Федеральный закон направлен на совершенствование контрактной системы в части повышения прозрачности закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сокращения финансовых издержек участников этой системы за счет перевода закупочных процедур в электронную форму.

Согласно действующей редакции федерального закона о контрактной системе, закупки осуществляются с использованием одного из следующих способов: открытый конкурс; конкурс с ограниченным участием; двухэтапный конкурс; закрытый конкурс; закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс; аукцион в электронной форме, который проводится по ограниченному перечню товаров; закрытый аукцион; запрос котировок; запрос предложений.

Рассматриваемым Федеральным законом предлагается внедрение электронных процедур для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, запроса котировок, запроса предложений, а также сохранение электронного аукциона. Электронные процедуры предусматривают подачу заявок, их рассмотрение и заключение контракта в электронной форме.

Также Федеральным законом устанавливаются особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.

Закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме проводятся на специализированной электронной площадке с использованием защищенных каналов связи. Оператором специализированной электронной площадки должно являться российское юридическое лицо, которое владеет специализированной электронной площадкой, в том числе необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами, и включено в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень операторов специализированных электронных площадок.

Федеральным законом предусматривается использование усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов в единой информационной системе и на электронных площадках. В настоящее время используется усиленная неквалифицированная электронная подпись для подписания электронных документов.

Электронные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будут проводиться оператором электронной площадки на электронной площадке. При этом указывается, что оператор электронной площадки не может отказаться от проведения электронной процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на такой электронной площадке.

Под электронной площадкой понимается сайт в сети «Интернет», на котором проводятся электронные процедуры в соответствии с федеральным законом о контрактной системе, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.

В свою очередь, под оператором электронной площадки понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации в организационно-правовой форме непубличного хозяйственного общества, в уставном капитале которого доля иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц составляет не более чем 25%, владеющее электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования оборудованием и программно-техническими средствами.

Для участия в электронных процедурах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) участникам закупок необходимо зарегистрироваться в единой информационной системе и получить аккредитацию на электронной площадке.

Порядок аккредитации в единой информационной системе предусматривает, что для указанной аккредитации не требуется предоставление выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП, учредительных документов юридического лица, идентификационного номера налогоплательщика участника, поскольку такая информация и документы будут предоставляться посредством информационного взаимодействия с государственными информационными системами в соответствии с едиными требованиями.

Комитет обращает внимание на то, что регистрация в единой информационной системе юридических лиц, являющихся офшорными компаниями, не допускается. Регистрация участника закупки в единой информационной системе осуществляется сроком на три года. Требования к регистрации участников закупок в единой информационной системе будут определяться Правительством Российской Федерации. Кроме того, в единой информационной системе должен содержаться единый реестр участников закупок, ведение которого будет осуществляться, начиная с 1 января 2019 года.

Также Федеральным законом регламентируются основные требования к порядку осуществления закупок, проводимых в электронной форме.

В частности, предусматривается размещение заказчиком проекта контракта без своей подписи не только в единой информационной системе, но и на электронной площадке. При этом победитель электронной процедуры осуществляет подписание и размещение проекта контракта на электронной площадке. После размещения на электронной площадке подписанного победителем проекта контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке контракт, подписанный заказчиком.

Рассматриваемым Федеральным законом устанавливается требование фиксации, включая видеофиксацию, юридически значимых действий или бездействий участников контрактной системы в единой информационной системе и (или) на электронной площадке государственной информационной системой — независимым регистратором. Независимый регистратор будет обеспечивать мониторинг доступности единой информационной системы и электронной площадки, хранение информации об электронных документах, подписанных участниками контрактной системы, выявление несанкционированных действий в единой информационной системе и на электронной площадке.

Совершенствуются нормы, связанные обеспечением заявок на участие в конкурсах и аукционах. Так, заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах только при условии, что начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В то же время комитет обращает внимание на то, что в настоящее время заказчик обязан устанавливать требование к обеспечению конкурсных заявок при любом размере контракта.

По мнению комитета, действующая редакция указанной нормы наиболее полно отвечает интересам государственных и муниципальных заказчиков, обеспечивая надежность исполнителя и защищенность заказчика по всем заключаемым контрактам.

Кроме того, вводятся специальные счета, используемые для обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапном конкурсе в электронной форме, электронном аукционе. Определяется порядок внесения и сроки блокирования и разблокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок. Банк осуществляет операции по специальному счету на основании информации, получаемой от оператора электронной площадки.

Предусматривается, что специальные счета открываются участниками закупок в банках, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Требования к указанным банкам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Такие требования должны быть не ниже требований, установленных в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты.

В этой связи комитет обращает внимание на то, что вышеуказанный подход к выбору банков для открытия специальных счетов не соответствует используемой в настоящее время общей концепции применения кредитных рейтингов для отбора банков при размещении государственных и социально значимых средств. При этом поправка члена Совета Федерации
Н.А. Журавлева к проекту федерального закона, рассматриваемого во втором чтении, направленная на использование кредитных рейтингов в отборе банков для открытия специальных счетов, и устраняющая вышеуказанный недостаток, не была принята.

Кроме того, комитет считает, что в связи с необходимостью создания технической инфраструктуры для ведения специальных счетов и последующей интеграции системы уполномоченных банков с электронными площадками, срок вступления в силу данной нормы необходимо перенести с 1 июля 2018 года на 1 января 2019 года с правом открывать специальные счета с 1 ноября 2018 года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2018 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. При этом положения, касающиеся закупок в электронном виде, вступают в силу с 
1 января 2019 года.

При рассмотрении Федерального закона в комитете коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».