Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» (проект № 331463–7)

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 декабря 2017 года Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» (далее – Федеральный закон), комитет отмечает следующее.

Рассматриваемый Федеральный закон подготовлен Правительством Российской Федерации и предусматривает приведение отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствие с иными законодательными актами Российской Федерации и международными договорами, а также направлен на создание правовых условий для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи подписанием 11 апреля 2017 года Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, предусматривающего различные изменения таможенных правил, в том числе и понятийного аппарата, рассматриваемым Федеральным законом предлагается в Бюджетном кодексе Российской Федерации заменить отсылочные нормы к таможенному законодательству Таможенного союза положениями о праве Евразийского экономического союза.

В связи с тем, что предоставление субсидий юридическим лицам не всегда осуществляется на основании договоров и соглашений, вносятся изменения, предусматривающие возможность закрепления условий предоставления субсидий как в договорах (соглашениях), так и в нормативных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В целях создания правовых оснований для «расчистки» балансового учета задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией от задолженности ликвидированных организаций в Бюджетный кодекс Российской Федерации вносится норма, устанавливающая право Правительства Российской Федерации определять основания, порядок и условия списания с учета и восстановления в учете задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом.

Также рассматриваемым Федеральным законом вносится ряд поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающих не единовременное включение в объем государственного долга Российской Федерации всей суммы предела ответственности гаранта (суммы гарантии), а последовательное, по мере фактического возникновения обеспечиваемых ими обязательств, что обеспечит отражение в составе государственного долга Российской Федерации обязательств по государственным гарантиям в сумме, равной фактически имеющихся у принципалов обязательств, обеспеченных гарантиями.

Согласно пояснительной записке к законопроекту по состоянию на 1 октября 2017 года, объем государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям составил 1,81 трлн. рублей, объем государственного внешнего долга Российской Федерации по государственными гарантиям — 11,67 млрд. долларов США. При этом, по расчетам Минфина России, фактический (текущий) объем обязательств, обеспеченных госгарантиями, составил 1,67 трлн. рублей и 9,82 млрд. долларов США соответственно. Таким образом, отчетные данные по государственному долгу Российской Федерации на вышеуказанную дату фактически завышены почти на 150 млрд. рублей и более чем на 1,8 млрд. долларов США.

Принятие данных норм будет способствовать более адекватной оценке долговой устойчивости Российской Федерации, в том числе международными рейтинговыми агентствами и кредиторами.

Рассматриваемый Федеральный закон также направлен на совершенствование механизмов формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.

Так, уточняется порядок распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации. Предусмотрено, что распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете либо федеральными закономи о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются зарезервированные бюджетные ассигнования (резервные фонды Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, иным образом зарезервированные в федеральном бюджете бюджетные ассигнования).

При этом допускается возможность резервирования объема субсидий в размере не более 5 процентов на первый год планового периода и не более 10 процентов на второй год планового периода.

Также Федеральным законом установлен срок заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, – 15 февраля (в настоящее время – 1 марта), а для субсидий, предоставление которых предусмотрено в соответствии с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, — не позднее 30 дней после вступления в силу указанного федерального закона.

В случае нарушения этих сроков бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на текущий финансовый год, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в размере объема субсидии, в отношении которой не заключено соглашение о ее предоставлении.

Следует отметить, что положения о сроках распределения и заключения соглашений не применяются в 2018 году в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в рамках инвестиционных кредитных договоров (договоров займа), заключенных по 31 декабря 2016 года включительно, по проектам, отобранным до 31 декабря 2016 года включительно. Это предусмотрено в целях реализации без ухудшения параметров инвестиционных проектов, финансируемых за счет субсидий, а также для сохранения возможности оперативного перераспределения субсидий и использования их в полном объеме.

Кроме этого, предусмотрено, что Федеральным законом от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 10 процентов от общего объема субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе и субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, а также на реализацию мероприятий по поддержке молодежного предпринимательства, который распределяется в 2018 году актами Правительства Российской Федерации.

Также Федеральный закон устанавливает, что предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по регионам на очередной финансовый год и плановый период.

Комитет отмечает, что на 2018–2020 годы предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации уже утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. № 1476-р в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российский Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 (в редакции от 11.12.2017 года) «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

В целях соблюдения единых подходов к предоставлению субсидий и недопущения применения для отдельных (конкретных) субсидий уровня софинансирования, превышающего установленный предельный уровень, Федеральным законом определено, что в отношении отдельных субсидий иного предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета не допускается, но предусматривается ряд исключений.

Исключения установлены для:

— субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

— субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества в случае реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в соответствии с актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации индивидуально определенных мероприятий, имеющих общегосударственное значение;

— субсидий на софинансирование подготовки и проведения международных мероприятий, решения о проведении которых приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации.

Кроме того, рассматриваемый Федеральный закон содержит ряд новаций в части нормативов распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Так, Федеральным законом предусматривается изменение наименования доходов от акциза на топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, на акцизы на средние дистилляты.

На необходимость урегулирования наименования указанных доходов в Бюджетном кодексе Российской Федерации комитет обращал внимание в заключении на проект федерального закона № 274618–7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

При этом 50 процентов указанных доходов перераспределяется в пользу федерального бюджета (в настоящее время 100 процентов указанных доходов направляется в бюджеты субъектов Российской Федерации).

Несмотря на снижение норматива указанных доходов для бюджетов субъектов Российской Федерации, доходы регионов увеличатся, по оценке Правительства Российской Федерации, на 3,5 млрд. рублей с учетом увеличения ставок акцизов на средние дистилляты. При этом дополнительные доходы федерального бюджета оцениваются в сумме 16,5 млрд. рублей.

 

Кроме того, в связи с тем, что Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 253-ФЗ «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» введена государственная пошлина за внесение изменений в запись о регистрации средств массовой информации, а также исключена государственная пошлина за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации, Федеральный закон вносит синхронизирующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению, в том числе доходы от федеральной пошлины за государственную регистрацию средств массовой информации и за внесение указанных изменений в запись о регистрации средств массовой информации.

Рассматриваемым Федеральным законом предлагается дополнить пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса новым основанием для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, осуществляют обязательное государственное страхование своих сотрудников.

В случае признания конкурсов по выбору страховщиков несостоявшимися, сотрудники отдельных федеральных органов исполнительной власти, подлежащие обязательному государственному личному страхованию, остаются не застрахованными.

При этом пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрена ответственность федерального органа исполнительной власти, не осуществившего обязательное государственное страхование, по выплате сумм, причитающихся выгодоприобретателям по обязательному государственному страхованию.

В связи с этим, в целях оперативного предоставления таких выплат лицам, подлежащим обязательному государственному личному страхованию, предлагается осуществлять перераспределение средств, выделенных на осуществление обязательного государственного личного страхования, без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Кроме того, в целях недопущения несвоевременного или не в полном объеме финансирования подготовки и проведения в 2018 году очередных выборов Президента Российской Федерации, предлагается внести изменение в Федеральный закон от 14 ноября 2017 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году», предусмотрев соответствующее основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись.

В рамках второго чтения была принята поправка к законопроекту, устанавливающая, что положения статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации не применяются к субвенциям, предоставляемых в 2018 году бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей». Распределение указанных субвенции между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

Комитет отмечает, что порядок предоставления указанный субвенций, а также проект их распределения были поддержаны трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений 19 декабря текущего года.

 

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году».