Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 313457–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2017 года, комитет отмечает следующее.

Федеральный закон разработан в целях реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития».

Необходимо отметить, что внесение изменений в Федеральный закон «О банке развития», потребовало согласования их с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

В этой связи рассматриваемым Федеральным законом вносятся изменения в 14 федеральных законов, учитывающие новые направления деятельности Внешэкономбанка, в том числе и как банковского учреждения.

Вносимые изменения затрагивают следующие федеральные законы:

«О несостоятельности (банкротстве)»; «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; «О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех»; «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О таможенном регулировании в Российской Федерации»; «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»; «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»; «О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом комитет отмечает, что регулирование, устанавливаемое вносимыми изменениями в вышеперечисленные законодательные акты в части деятельности Внешэкономбанка, не отличается от регулирования, которое установлено вышеназванными федеральными законами в отношении иных банков.

Кроме того, комитет обращает внимание на то, что при рассмотрении Федерального закона во втором чтении была внесена поправка, обеспечивающая законодательное оформление механизма реабилитации клиентов финансовых организаций, которым отказали в обслуживании или проведении операций по их счету из‑за технических ошибок или по основаниям, не связанным с наличием риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Данным механизмом определяется порядок взаимодействия между клиентом, финансовой организацией, Банком России и Росфинмониторингом в рамках реализации финансовыми организациями полномочий, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

В соответствии с указанным порядком клиенту финансовой организации, получившему отказ в обслуживании или проведении операций по счету с указанием причин принятия соответствующего решения, предоставляется право представить в эту организацию документы об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в обслуживании или проведении операций по счету.

В свою очередь, финансовая организация обязана рассмотреть представленные клиентом документы и в срок не позднее десяти рабочих дней сообщить клиенту о его реабилитации или об отказе в принятии положительного решения.

В случае отказа клиенту в его реабилитации, клиент финансовой организации вправе обратиться с заявлением в межведомственнную комиссию, созданную при Банке России, приложив все обосновывающие документы. При этом общий срок рассмотрения межведомственнной комиссией заявления и документов, представленных заявителем, не может превышать двадцати рабочих дней со дня его обращения.

В целом представленный механизм реабилитации клиентов направлен на оптимизацию применения финансовыми организациями полномочий по отказам и снижение риска введения ограничений на получение финансовых услуг для добросовестных клиентов, сведения о которых могли попасть в информационный массив по отказам необоснованно.

При рассмотрении Федерального закона в комитете коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».