Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (проект № 287822–7)

Комитет рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 декабря 2017 года, и отмечает следующее.

Рассматриваемый Федеральный закон направлен на упрощение валютного регулирования и валютного контроля, на устранение неэффективных положений и пробелов валютного законодательства, выявившихся в результате анализа правоприменительной практики. В частности, неоднозначность трактовки действующей сейчас редакции пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон), определяющего понятие «резидент», вызывает существенные затруднения для российских банков при осуществлении той или иной валютной операции по поручению физического лица. В связи с этим Федеральным законом уточняется определение понятия «резидент» в отношении физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации.

С учетом подписания Российской Федерацией многостороннего Соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г., в рамках которого налоговые органы стран — подписантов указанного Соглашения обмениваются информацией о счетах (вкладах), открытых на их территории резидентами других стран — участниц Соглашения, в автоматическом режиме, из статьи 12 Закона предлагается исключить требование об обязательности представления физическим лицом — резидентом уполномоченному банку при первом переводе уведомления налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) с отметкой о принятии указанного уведомления.

Федеральным законом также предлагается освободить физических лиц — резидентов, если срок их пребывания за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней независимо от количества въездов на территорию Российской Федерации в таком календарном году, от выполнения обязанности по уведомлению налоговых органов об их счетах (вкладах), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, от ограничений на совершение операций, а также от выполнения обязанности по представлению отчетов налоговым органам о движении средств по зарубежным счетам (вкладам).

При этом для физических лиц – резидентов, срок пребывания которых в истекшем календарном году за пределами территории Российской Федерации в совокупности составил 183 дня и менее, устанавливается единый срок представления уведомлений в налоговые органы — до 1 июня календарного года, следующего за истекшим календарным годом.

Кроме того рассматриваемым Федеральным законом вносятся следующие изменения в Закон:

устанавливаются только для целей данного Закона требования к определению налоговых органов по месту учета резидента (юридических и физических лиц), при этом в случае отсутствия у резидента — физического лица места жительства (места пребывания), недвижимого имущества на территории Российской Федерации налоговый орган определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

расширяется перечень валютных операций, которые могут совершаться гражданами Российской Федерации при их нахождении за пределами территории Российской Федерации;

уточняется формулировка нормы Закона, регулирующей право физических лиц — резидентов осуществлять оплату товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации с помощью банковских платежных карт, эмитированных иностранными банками, с использованием средств, зачисленных на их счета (вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации,

расширяется перечень разрешенных случаев зачисления денежных средств на счета (вклады) физических лиц — резидентов, открытые ими в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки (при продаже нерезиденту принадлежащих физическому лицу — резиденту на праве собственности за пределами территории Российской Федерации транспортных средств и недвижимого имущества);

устанавливаются отдельные особенности для совершения валютных операций с использованием счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации сотрудниками дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, постоянных представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, а также представительств федеральных органов исполнительной власти, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

предусматривается одновременное представление некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами налоговому органу по месту своего учета и Центральному банку Российской Федерации;

дополняется перечень документов, которые могут запрашивать агенты валютного контроля у резидентов в связи с предлагаемыми изменениями, а также с учетом положений Федерального закона «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации».

Вступление Федерального закона в силу предусмотрено с 1 января 2018 года, в том числе с учетом срока начала обмена информацией между налоговыми органами стран, которые присоединились к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г.

По мнению комитета, принятие рассматриваемого Федерального закона будет способствовать устранению отдельных избыточных обременений для уполномоченных банков и физических лиц — резидентов при совершении валютных операций, приведению норм российского валютного законодательства в соответствие с международными требованиями о свободном перемещении капитала и валютном контроле. Реализация Федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».