Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» (проект № 226773 – 7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации
20 декабря 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования деятельности государственной корпорации «Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк).

Необходимость совершенствования правового регулирования деятельности Внешэкономбанка обусловлена утвержденной наблюдательным советом новой стратегией развития Внешэкономбанка до 2021 года и вытекающими из нее новыми направлениями его деятельности.

Вносимыми изменениями актуализируются цели и функции деятельности Внешэкономбанка, подходы к осуществлению его инвестиционной и финансовой деятельности.

В целях оперативного решения вопросов, стоящих перед Внешэкономбанком, уточняются полномочия наблюдательного совета и других органов управления государственной корпорации.

Определяется порядок участия Внешэкономбанка в реализации проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики страны, которые не соответствуют основным направлениям, показателям, ограничениям или принципам инвестиционной и финансовой деятельности Внешэкономбанка, но осуществляются во исполнение решений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.

Также устраняются правовые пробелы в регулировании деятельности Внешэкономбанка, касающиеся его функций при выдаче банковских и таможенных гарантий в сфере налоговых и таможенных отношений.

В этой связи предусматривается возможность предоставления Внешэкономбанком банковских гарантий в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц, участвующих в реализации проектов Внешэкономбанка, по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, а также по уплате таможенных пошлин, налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Уточняются цели, основания и ограничения осуществления банковских операций Внешэкономбанком.

В частности, согласно Федеральному закону, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации, Внешэкономбанку разрешается открывать и вести банковские счета и привлекать во вклады денежные средства юридических лиц, не связанных с реализацией проектов Внешэкономбанка. При этом объем указанных денежных средств не должен превышать размера собственных средств (капитала) Внешэкономбанка.

Кроме того, предусматривается, что требования по привлеченным Внешэкономбанком депозитам Фонда национального благосостояния и субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам) в случае ликвидации Внешэкономбанка удовлетворяются после удовлетворения требований всех иных кредиторов.

Внешэкономбанк наделяется новыми функциями по привлечению синдицированного кредитования в инвестиционные проекты. Также предоставляется право осуществлять экспертные компетенции в сфере отраслевой экспертизы, поиска и привлечения инвесторов, структурирования инвестиционных проектов.

Федеральным законом закрепляются основы системы управления рисками, корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами Внешэкономбанка. К Внешэкономбанку применяются требования для профессиональных участников рынка ценных бумаг согласно Федеральному закону «О рынке ценных бумаг». При этом согласования с Банком России кандидатов на должности члена правления, председателя Внешэкономбанка, его заместителей, а также руководителя службы внутреннего контроля не требуется.

Кроме того, Внешэкономбанк наделяется правом осуществления функций агента Правительства Российской Федерации в случаях, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, а также федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период, актами Правительства Российской Федерации и соответствующими договорами.

В соответствии с отдельными решениями Правительства Российской Федерации Внешэкономбанку предоставляется право хранения федерального имущества. При этом предусматривается возможность безвозмездной передачи части имущества Внешэкономбанка в государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации.

При рассмотрении Федерального закона в комитете коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О банке развития».