Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации » (проект № 204679–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2017 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

К законопроекту было внесено 27 поправок, 23 из которых принято. Поправки в основном соответствуют концепции законопроекта.

Закон направлен на регламентацию отношений, возникающих в связи с предоставлением заемщику синдицированного займа (кредита).

Рассматриваемым Законом устанавливаются общие положения о договоре синдицированного кредита (займа) (далее – Договор). Так, по Договору несколько кредиторов (синдикат кредиторов) обязуются согласованно друг с другом предоставить заемщику денежные средства, а заемщик обязуется возвратить им полученные денежные средства с уплатой процентов. Заемщиком по Договору может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Кредиторами (участниками синдиката кредиторов) могут быть кредитные организации, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк), иностранные банки, международные финансовые организации, негосударственные пенсионные фонды и другие участники финансового рынка. Участниками синдиката кредиторов также вправе выступать институты развития Дальнего Востока, государственные фонды развития промышленности, специализированное общество проектного финансирования.

Установлено, что договор синдицированного кредита (займа) должен предусматривать условие о порядке принятия кредиторами решений и исполнения ими обязанностей в связи с предоставлением заемщику синдицированного кредита (займа), его обслуживанием и возвратом (межкредиторское соглашение).

Договор может быть заключен после того, как заемщик заключил с одним или несколькими будущими участниками синдиката кредиторов договор кредита (займа). Также Договор может предусматривать возможность присоединения к нему новых участников синдиката кредиторов.

Потенциальный заемщик может заключить с лицами, которые могут быть участниками синдиката кредиторов, договор об организации синдицированного кредита (займа), предусматривающий оказание ему возмездных услуг по подготовке к заключению Договора (услуги по организации синдицированного кредита (займа)).

Законом регламентируются особенности осуществления прав кредиторов по Договору кредитным управляющим. Кредитный управляющий — один из участников синдиката кредиторов, который ведет реестр участников синдиката кредиторов, осуществляет учет предоставленных заемщику денежных средств, заявляет заемщику требования о возврате полученных им денежных средств и об уплате процентов, получает от заемщика исполнение по договору, ведет учет поступивших денежных средств и распределяет их между участниками синдиката кредиторов; выполняет другие обязанности.

Кредитным управляющим может быть кредитная организация, Внешэкономбанк, иностранный банк или международная финансовая организация.

Определение кредитного управляющего и перечня его полномочий может осуществляться Договором, решением участников синдиката кредиторов или в ином порядке, предусмотренном Договором.

Участники синдиката кредиторов несут обязанности по выплате вознаграждения кредитному управляющему и по возмещению его расходов, связанных с исполнением возложенных на него обязанностей, пропорционально размеру предоставленных заемщику денежных средств, если Договором не предусмотрено иное.

Также определены особенности процедуры принятия решений участниками синдиката кредиторов. Так, установлено, что порядок принятия решений по вопросам осуществления прав и обязанностей всеми участниками синдиката кредиторов, а также по другим вопросам, устанавливается Договором либо к нему применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации.

Законом также определены особенности взаимоотношений каждого участника синдиката кредиторов с заемщиком и иными лицами в рамках действия Договора. В частности, определено, что размер предоставляемых каждым участником синдиката кредиторов заемщику денежных средств может быть установлен в твердой денежной сумме или в виде определенной доли подлежащих передаче заемщику денежных средств от их общего объема. Каждый участник синдиката кредиторов имеет самостоятельные права (требования) к заемщику в размере, пропорциональном размеру предоставленных ему этим участником синдиката кредиторов денежных средств, если иное не предусмотрено Договором.

Законом определяются особенности погашения обязательств заемщика по Договору. Если Договором не установлено иное, погашение обязательств осуществляется заемщиком путем передачи денежных средств кредитному управляющему, который распределяет их между кредиторами пропорционально размеру предоставленных ими заемщику денежных средств.

Кроме того, Законом регламентированы вопросы, касающиеся перемены лиц в обязательстве по Договору. Так, переход прав (требований) участников синдиката кредиторов к другому лицу возможен только вместе с правами, связанными с действием Договора, в том числе правом участвовать в принятии решений участников синдиката кредиторов.

При уступке участником синдиката кредиторов прав (требований) другому лицу он обязан уведомить кредитного управляющего о состоявшемся переходе прав и передать ему доказательства перехода прав. Такое уведомление производится кредитным управляющим в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Определены особенности расторжения Договора.

Также Законом вносятся изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, касающиеся особенностей правового регулирования в отношении договора управления залогом, который может быть заключен также в рамках действия договора синдицированного кредита (займа).

Так, в «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» вносятся изменения, согласно которым к лицам, направляющим нотариусу уведомления о залоге движимого имущества, отнесен в том числе управляющий залогом в случае, если заключен договор управления залогом. При этом устанавливаются особенности регистрации уведомлений о залоге при наличии договора управления залогом, в том числе при наличии управляющего залогом по договору синдицированного кредита (займа).

Уточняются положения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» о залоге долей в уставном капитале общества при наличии управляющего залогом в части внесения соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц.

Изменения в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» касаются уточнения порядка государственной регистрации ипотеки при наличии управляющего залогом. Также уточняются положения о регистрационной записи об ипотеке и удостоверении государственной регистрации ипотеки при наличии договора управления залогом.

Изменениями в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» устанавливается, что в реестр прав на недвижимость вносятся сведения об управляющем залогом и о договоре управления залогом, если такой договор заключен для управления ипотекой. Также уточняются особенности осуществления государственной регистрации ипотеки в случае уступки прав по договору ипотеки и при наличии договора управления залогом.

Изменение в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» касается оформления полномочий представителей сторон исполнительного производства и предусматривает новую норму, согласно которой полномочия кредитного управляющего и управляющего залогом подтверждаются договором синдицированного кредита (займа) или решением участников синдиката кредиторов, и договором управления залогом соответственно.

В Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» вносятся изменения, согласно которым специализированное общество проектного финансирования, все акции (доли участия в уставном капитале) которого принадлежат государству или Внешэкономбанку, вправе финансировать долгосрочные инвестиционные проекты путем предоставления займов или приобретения денежных требований по договорам займа и кредитным договорам. Ему также предоставляется право осуществлять эмиссию облигаций, обеспеченных залогом денежных требований по таким договорам. Соответственно, уточняется перечень сведений, которые должна содержать программа облигаций специализированного общества проектного финансирования. Кроме того, вносимыми изменениями к квалифицированным инвесторам отнесено Министерство финансов Российской Федерации для целей размещения средств Фонда национального благосостояния в паи инвестиционных фондов, доверительное управление которыми осуществляется управляющей компанией, действующей в соответствии с Федеральным законом «О Российском Фонде Прямых Инвестиций».

В Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» внесены изменения, направленные на снятие ограничений на совершение отдельных сделок по приобретению ценных бумаг и имущества при осуществлении доверительного управления активами инвестиционного фонда, одним из акционеров или пайщиков которого является Российская Федерация в лице Минфина России.

Закон вступает в силу с 1 февраля 2018 года. Положения Закона в части синдицированного кредита (займа) применяются к отношениям, возникшим после вступления Закона в силу. При этом стороны договоров, заключенных до его вступления в силу, вправе предусмотреть возможность его применения после дня вступления Закона в силу к правам и обязанностям, возникшим из таких договоров.

Реализация Закона позволит создать условия для увеличения объемов и сроков кредитования реального сектора экономики, повышения доступности кредитов за счет снижения издержек заемщиков на оформление кредитных сделок. Также это будет способствовать распределению кредитных рисков между кредиторами, диверсификации их кредитных портфелей, повышению качества активов, а также более широкому использованию синдицированного кредита в качестве базового активом для различных финансовых инструментов.

Коррупциогенные факторы не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».