Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (проект № 274618–7)

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 ноября 2017 года Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее Федеральный закон), комитет отмечает следующее.

Комитет рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации законопроект перед первым чтением и дал на него подробное заключение, которое в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации направил в Государственную Думу. Также комитетом были проведены парламентские слушания на тему «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», по итогам которых были подготовлены рекомендации.

При рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» во втором чтении были приняты поправки, сбалансированные по источникам финансирования и предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований, в том числе зарезервированных бюджетных ассигнований, в пределах общего объема расходов, утвержденного в первом чтении.

Во втором чтении законопроекта в Государственной Думе всего было рассмотрено 586 поправок от субъектов законодательной инициативы, из которых 407 поправок были приняты.

В соответствии с принятым Федеральным законом общий объем расходов в открытой части увеличен по сравнению с показателями, установленными проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», в 2018 году на 87,0 млрд. рублей до 13 705,4 млрд. рублей, в 2019 году – на 69,8 млрд. рублей до 13 462,2 млрд. рублей, в 2020 году – на 54,2 млрд. рублей до 13 827,7 млрд. рублей.

Рассматриваемым Федеральным законом предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на денежное довольствие военнослужащих в 2018 году на 67,2 млрд. рублей, в 2019 году – на 83,9 млрд. рублей, в 2020 году – 148,4 млрд. рублей в связи с ежегодной индексацией их с 1 января на 4%.

В рамках дополнительной поддержки национальной экономики в рамках второго чтения предусмотрено выделение бюджетных средств по следующим направлениям.

На оказание дополнительной поддержки сельского хозяйства с целью доведения расходов на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы до уровня финансирования текущего года предусмотрено по 20,0 млрд. рублей в 2018 – 2020 годах, в том числе:

на оказание поддержки товаропроизводителей в области растениеводства – по 11,3 млрд. рублей ежегодно в течение 3-х лет;

на повышение продуктивности в молочном скотоводстве – 4,6 млрд. рублей в 2018 году и по 6,6 млрд. рублей в 2019 – 2020 годах;

на стимулирование обновления парка сельскохозяйственной техники – по 2,0 млрд. рублей ежегодно в течение 3-х лет;

на возмещение потерь доходов ОАО «Российские железные дороги» вследствие перевозки зерна по льготному тарифу – 2,0 млрд. рублей в 2018 году.

В целях поддержки отечественного автомобилестроения на предоставление субсидий российским кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов по кредитам, выданным ими в 2015 −2017 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, и возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2018 – 2020 годы физическим лицам на приобретение автомобилей, предусмотрено в 2018 году 4,5 млрд. рублей.

В целях строительства энергетического узла Билибинской АЭС в Чукотском автономном округе в 2018 – 2020 годах планируется выделить 10,0 млрд. рублей в качестве взноса в уставный капитал ПАО «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро».

Принята поправка, предусматривающая увеличение бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013 – 2020 годы на 4,3 млрд. рублей в 2018 году, на 4,4 млрд. рублей в 2019 году и на 5,4 млрд. рублей в 2020 году. В рамках данной поправки увеличен объем субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений на 2,4 млрд. рублей ежегодно в связи с необходимостью увеличения расходов на борьбу с пожарами и численности инспекторов.

На подключение к сети «Интернет» медицинских учреждений в рамках государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 – 2020 годы)» предусмотрены бюджетные ассигнования на 2018 год в размере 4,9 млрд. рублей, на 2019 – 2020 годы – по 5,0 млрд. рублей.

На развитие внутреннего и въездного туризма предусмотрены бюджетные средства в 2018 году в объеме 0,3 млрд. рублей, в 2019 году – 3,8 млрд. рублей, в 2020 году – 3,5 млрд. рублей.

В рамках второго чтения принято решение о выделении бюджетных ассигнований на сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги в общем объеме 0,9 млрд. рублей в 2018 году, 1,3 млрд. рублей в 2019 году и почти 1,0 млрд. рублей в 2020 году.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации для благоустройства территорий в городах были увеличены бюджетные ассигнования в 2019 – 2020 годах на 20,0 млрд. рублей для предоставления субсидий на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2019 – 2020 годы. В результате принятия поправки объем финансирования данных расходов составил 25,1 млрд. рублей в 2018 году и 25,0 млрд. рублей в 2019 – 2020 годах ежегодно.

Распределение указанных субсидий произведено между 83 субъектами Российской Федерации в соответствии с таблицей 76 приложения 33.

В рамках второго чтения принят целый ряд поправок, направленных на поддержку отрасли культуры в субъектах Российской Федерации.

В частности, увеличен объем субсидии на поддержку отраслей культуры в 2018 году на 1,6 млрд. рублей и в 2019 году на 3,0 млрд. рублей, которая будет направлена на строительство, капитальный ремонт и модернизацию домов культуры, а также организацию сети виртуальных концертных залов в сельской местности. Распределение субсидии представлено в таблице 30 приложения 33.

Предусмотрены также бюджетные ассигнования в 2018 и 2019 годах на:

проведение театральных и филармонических гастрольных проектов, в том числе в сельской местности — 233,5 млн. рублей;

поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров – 300,0 млн. рублей. Распределение субсидий по данному направлению в объеме 220,0 млрд. рублей представлено в таблице 99 приложения 33.

На индексацию размеров грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства творческим коллективам и образовательным организациям предусмотрено ежегодно в течение трех лет по 1,1 млрд. рублей.

На увеличение финансового обеспечения государственного задания по оказанию государственных услуг в сфере высшего образования и науки в рамках государственной программы «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы дополнительно выделяется по 4,8 млрд. рублей ежегодно.

В целях подготовки мирового чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» в г. Казани в 2019 году в 2018 – 2019 годах предусматриваются бюджетные ассигнования в размере 4,5 млрд. рублей и 2,7 млрд. рублей соответственно.

Рассматриваемым Федеральным законом предусматривается 400,0 млн. рублей в 2018 – 2019 годах на закупку музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств, что соответствует уровню финансирования в текущем году.

На лекарственное обеспечение граждан дополнительно предусмотрены бюджетные ассигнования в 2018 году в объеме 7,9 млрд. рублей, в 2019 – 2020 годах по 6,9 млрд. рублей, из которых на мероприятия в рамках национального календаря профилактических прививок дополнительно выделяются в 2018 году 1,4 млрд. рублей, в 2019 – 2020 годах — по 1,2 млрд. рублей.

На реконструкцию республиканского онкологического центра в г. Улан-Удэ, оснащение онкологического диспансера в г. Орске и на строительство многопрофильной детской областной больницы в г. Твери предусмотрены субсидии в объеме 2,7 млрд. рублей в 2018 году и по 2,0 млрд. рублей в 2019–2020 годах ежегодно.

Увеличены субвенции на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, на 1,2 млрд. рублей ежегодно в течение трех лет в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Федеральному агентству научных организаций будет направлено в 2018 – 2019 годах почти 2,5 млрд. рублей для финансирования объектов капитального строительства «Радиогелиограф» и «Оптические инструменты» Института солнечно-земной физики Сибирского отделения Российской академии наук.

В целях создания условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации предусмотрены дополнительные средства в размере 791,9 млн. рублей в 2018 году и более 11,2 млрд. рублей на 2019 – 2020 годы.

Большая часть поправок, рассмотренных во втором чтении, предусматривает увеличение расходов на повышение заработной платы работников бюджетных учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации.

Также рассматриваемым Федеральным законом зарезервированы на 2018 год бюджетные средства в объеме 15,4 млрд. рублей на повышение оплаты труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений по решениям Правительства Российской Федерации по итогам оценки социально-экономического развития Российской Федерации, а также на повышение оплаты труда в связи с увеличением минимального размера оплаты труда — в объеме 4,4 млрд. рублей в 2018 году, 16,3 млрд. рублей в 2019 году, 19,2 млрд. рублей в 2020 году.

Правительством Российской Федерации также были внесены поправки, предусматривающие перераспределение бюджетных ассигнований в связи с реализацией решения по переводу с 2018 года на механизмы проектного управления («пилотные» государственные программы) пяти государственных программ:

государственная программа «Развитие здравоохранения»;

государственная программа «Развитие образования» на 2013–2020 годы;

государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»;

государственная программа «Развитие транспортной системы»;

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы.

В результате принятия поправок во втором чтении объем бюджетных ассигнований по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» был увеличен на 24,7 млрд. рублей на 2018 год и на 0,5 млрд. рублей на 2019 – 2020 годы. Увеличение данных расходов в 2018 году обусловлено, главным образом, увеличением расходов на предоставление дотаций субъектам Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, которые были увеличены на 20,0 млрд. рублей до 100,4 млрд. рублей на 2018 год, что в 2,5 раза превышает объем дотаций в 2017 году.

Трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений было одобрено решение, в соответствии с которым 49,1 млрд. рублей направляются на покрытие разницы между оценкой расходов и оценкой доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2018 году и 51,3 млрд. рублей – на компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы в рамках реализации указов Президента Российской Федерации.

Распределены указанные дотации по 73 субъектам Российской Федерации в соответствии с таблицей 81 приложения 33 (в 2017 году – по 81 субъекту Российской Федерации). В отличие от 2017 года данные дотации не предоставляются тем субъектам Российской Федерации, которые не являются получателями в 2018 году дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Также трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений была одобрена усовершенствованная методика распределения грантов в форме дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, достигших наилучших результатов по социально-экономическому развитию территорий, на чем неоднократно настаивал Совет Федерации. Рассматриваемым Федеральным законом на предоставление дотации бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала (гранты) на 2018–2020 годы предусмотрено по 19,96 млрд. рублей ежегодно.

Необходимо также отметить, что трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений было одобрено распределение дополнительных бюджетных кредитов в объеме 53,1 млрд. рублей между 19 субъектами Российской Федерации, находящимися в очень сложной финансовой ситуации, в том числе в связи с большой коммерческой задолженностью, которые они получат в этом году и это позволит поддержать их в преддверии реализации программы реструктуризации накопленной задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам.

Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличен в связи уточнением прогнозного объема централизованного в федеральный бюджет 1 процентного пункта налога на прибыль по сравнению с уровнем, предусмотренным в федеральном бюджете на 2017 – 2019 годы, в 2018 году на 30,5 млрд. рублей до 645,1 млрд. рублей, в 2019 году на 33,6 млрд. рублей до 648,2 млрд. рублей. В 2020 году объем указанной дотации составит 653,7 млрд. рублей, что на 5,5 млрд. рублей выше 2019 года.

В соответствии с принятыми изменениями Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации распределены только на 2018 год (таблица 78 приложения 33).

Вследствие увеличения с 25 до 75 процентов норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» дополнительные доходы федерального бюджета в 2018 году составят 33,7 млрд. рублей. Во втором чтении принято решение о направлении данных средств на оказание финансовой поддержки субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, в том числе Сахалинской области в объеме 16,9 млрд. рублей или 50% от дополнительных доходов федерального бюджета.

За счет зарезервированных в проекте федерального бюджета на 2018 – 2020 годы бюджетных ассигнований в рамках второго чтения предусмотрено предоставление дотации в целях обеспечения сбалансированности бюджетов Чеченской Республики в объеме 17,1 млрд. рублей, Республики Крым в объеме 23,2 млрд. рублей и города федерального значения Севастополя в объеме 5,4 млрд. рублей.

Кроме этого, увеличен размер субсидий, предоставляемых на реализацию мероприятий по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации, в 2018 году на 274,0 млн. рублей, в 2019 году – на 505,2 млн. рублей, в 2020 году – 505,3 млн. рублей.

Вместе с тем, комитет обращает внимание на сокращение по сравнению с предыдущими годами объема отдельных субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, прежде всего, на софинансирование расходов социально-значимого характера. Так, например, расходы федерального бюджета на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на создание новых мест в общеобразовательных организациях сокращены на 2% с 25,0 млрд. рублей в 2017 году до 24,5 млрд. рублей в 2018 году.

Учитывая социальную значимость указанных расходов, комитет считает необходимым в ходе исполнения федерального бюджета в 2018 году не только восстановить объем данных бюджетных ассигнований, но и рассмотреть вопрос об их увеличении.

Также комитет считает, что остатки не использованных в 2017 году указанных субсидий должны быть предоставлены регионам в ходе исполнения федерального бюджета в 2018 году.

Комитет отмечает, что впервые распределение всех субсидий, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, осуществлено Федеральным законом (приложение 33), на чем настаивал Совет Федерации на протяжении нескольких последних лет.

Комитет отмечает, что в рассматриваемом Федеральном законе Правительством Российской Федерации было учтено большинство предложений и рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

 

 

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».