Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 460168–6)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации. Его необходимость связана с принятием Федерального закона от 26 июля 2017 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который дополняет часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации положениями об особенностях «договора банковского вклада в драгоценных металлах» и «договора банковского счета в драгоценных металлах».

Закон вносит следующие изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс). Уточняется определение счета, под которым понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, включая договор банковского счета в драгоценных металлах (статья 11 Кодекса).

Налоговые органы наделяются правом предъявлять в суды иски о возмещении ущерба, причиненного государству или муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию драгоценных металлов со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций (статья 31 Кодекса).

Законом устанавливается порядок обращения взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов на драгоценные металлы на счетах (вкладах) налогоплательщика (статьи 46, 47, 48, 75 Кодекса), а также приостановления операций по счетам в драгоценных металлах (статья 76 Кодекса). При этом взыскание налога со счетов в драгоценных металлах налогоплательщика производится при недостаточности или отсутствии средств на рублевых и валютных счетах. Указанное взыскание производится исходя из стоимости драгоценных металлов, эквивалентной сумме платежа в рублях. Стоимость драгоценных металлов определяется исходя из учетной цены на драгоценные металлы, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату продажи драгоценных металлов.

При наличии договора банковского вклада в драгоценных металлах налоговый орган вправе дать банку поручение на продажу драгоценных металлов в размере, необходимом для исполнения поручения на перечисление налога. Формы поручений налоговых органов банкам на продажу драгоценных металлов налогоплательщиков утверждаются Федеральной налоговой службой по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Законом уточняются обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля, в отношении случаев наличия у налогоплательщика на счете драгоценных металлов (статья 86 Кодекса).

Вводится новый вид ответственности за неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (налогового агента), плательщика сбора или страховых взносов в случае наличия у него счета в драгоценных металлах (статья 134 Кодекса). Проведение банком расходных операций по счетам в драгоценных металлах при наличии решения налогового органа о приостановлении операций влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы денежных средств, эквивалентной стоимости драгоценных металлов, с которыми были проведены расходные операции, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности — в размере 20 тыс. рублей.

Уточняется ответственность за неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, а также за непредставление в налоговый орган банком справок (выписок) по операциям и счетам (статьи 135 и 1351 Кодекса).

Согласно Закону банковские операции с драгоценными камнями исключаются из операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость (статья 149 части второй Кодекса). Это связано с тем, что Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 212-ФЗ отменено право кредитных организаций на осуществление операций с драгоценными камнями, так как такие операции являются непрофильными для кредитных организаций.

В связи с принятием Закона потребуется внесение изменений в 7 приказов Федеральной налоговой службы, а также издание нового приказа об утверждении форматов электронных сообщений об открытии (закрытии) счета, изменении реквизитов счета в драгоценных металлах.

Нормы Закона вступают в силу с 1 июня 2018 года синхронно с вступлением в силу Федерального закона от 26 июля 2017 года № 212-ФЗ. Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая вышесказанное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».