Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 283965–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 10 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на уточнение норм налогового законодательства, связанных с порядком обложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) операций, связанных с передачей в собственность органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации имущества Акционерного общества «Особые экономические зоны» (далее – АО ОЭЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» управляющая компания АО ОЭЗ, сто процентов акций которого принадлежат Российской Федерации, создана в целях реализации соглашений о создании особых экономических зон.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – Кодекс) не признаются объектами обложения НДС различные объекты (в том числе, объекты социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дороги и другие подобные объекты), передаваемые на безвозмездной основе органам государственной власти и органам местного самоуправления (пункт 2 статьи 146 Кодекса). Однако пунктом 1статьи 146 Кодекса установлено, что передача результатов выполненных работ, права собственности на товары и оказание услуг на безвозмездной основе признаются реализацией товаров (работ, услуг) и являются объектом обложения НДС. Таким образом, при передаче объектов инфраструктуры ОЭЗ органам исполнительной власти возникает необходимость уплаты НДС.

В целях исключения из объектов обложения НДС имущества ОЭЗ, передаваемого акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, либо хозяйственными обществами, созданными с участием такого акционерного общества, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления на безвозмездной основе Законом вносятся изменения в статью 146 Кодекса.

Также Закон устанавливает норму, исключающую необходимость восстановления акционерным обществом и управляющими компаниями ОЭЗ сумм НДС, ранее принятых к вычету в отношении такого имущества (статья 170 Кодекса). Комитет обращает внимание, что данное изменение является дополнительной льготой для АО ОЭЗ и приводит к выпадающим доходам федерального бюджета.

В связи с тем, что вносимые Законом изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года, сумма НДС, подлежащая уплате и восстановлению, составляет в соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Закона более 5 млрд. рублей.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 146 и 170 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».