Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 244939–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и направлен на дальнейшее формирование благоприятного налогового режима для экономического и научного потенциала на территории Калининградской области, привлечения инвестиций в экономику региона и на создание финансовой базы для ускоренного социально-экономического развития Калининградской области.

 Законом предусмотрены изменения по налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на прибыль организаций, земельному налогу, страховым взносам.

По налогу на добавленную стоимость Законом предусмотрены следующие изменения. Учитывая территориальную обособленность Калининградской области и тот факт, что авиасообщения являются основным общедоступным способом перемещения с остальной территорией Российской Федерации Законом вносятся изменения, устанавливающие возможность производить обложение налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) по налоговой ставке 0% при реализации услуг, связанных с внутренними воздушными перевозками пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или назначения расположен на территории Калининградской области. Законом также установлены положения о предоставлении необходимых документов для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов и налоговой ставки 0 процентов.

 В части акцизов Законом определено, что перечень операций, не подлежащих обложению акцизами, дополнен операциями по реализации (передаче) подакцизных товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта, которые были получены в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также изготовленных из товаров, помещенных под таможенные процедуры свободной таможенной зоны либо свободного склада. Установлен перечень документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта. Указанные меры направлены на стимулирование увеличения производства и объемов экспорта товаров, производимых в Российской Федерации из иностранного сырья или комплектующих.

Законом также предусмотрены особенности исчисления и уплаты акциза при выпуске подакцизных товаров (легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с.) для внутреннего потребления резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области (далее-ОЭЗ в Калининградской области) при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Акциз на указанные товары при выпуске для внутреннего потребления не уплачивается. После истечения 180 дней с даты выпуска товаров суммы акциза, исчисленные при таможенном декларировании, подлежат уплате в бюджет, если до истечения указанного срока товары не были использованы налогоплательщиками для осуществления операций, являющихся объектами налогообложения. В случае использования таких товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, суммы акциза, исчисленные по истечении 180 дней с даты выпуска товаров, будут подлежать вычету.

Данные изменения создают льготные условия для реализации на территории Российской Федерации автомобилей и мотоциклов, произведенных в ОЭЗ в Калининградской области, однако могут повлечь сокращение доходов федерального бюджета.

По налогу на прибыль организаций Законом установлено, что организации-резиденты ОЭЗ в Калининградской области в течение шести налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации инвестиционного проекта в соответствии с федеральным законодательством об ОЭЗ в Калининградской области, применяют ставку налога в размере 0 процентов. В течение следующих шести налоговых периодов ставка налога на прибыль организаций применяется в размере 50 % от ставки налога, установленной пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть в размере 10 процентов.

Законом также предусмотрено, что в случае, если организация была включена в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области после 1 января 2018 года, не получила прибыль от реализации инвестиционного проекта в течение трех налоговых периодов после включения ее в реестр резидентов, то срок применения налоговой ставки в размере 0% начинает исчисляться с четвертого налогового периода после включения в реестр. Если организация была включена в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области до 1 января 2018 года, то налоговая ставка в размере 0% применяется со дня включения организации в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, и до окончания шести налоговых периодов начиная с 1 января года, следующего за годом включения в реестр резидентов.

В части земельного налога Законом вводится новое положение, в соответствии с которым налоговые льготы предусмотренные резидентам ОЭС в Калининградской области (организациям — резидентам ОСЭ и судостроительным организациям-резидентам промышленно-производственной ОЭЗ) не применяются, если был осуществлен раздел или объединение земельных участков.

Кроме того, Законом устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов для организаций, включенных в единый реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года. При этом совокупный тариф страховых взносов составит 7,6% (действующий – 30%), в том числе 6% – в Пенсионный фонд Российской Федерации (действующий – 22% и 10% свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов), 1,5% – в Фонд социального страхования Российской Федерации (действующий – 2,9%) и 0,1% – в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (действующий – 5,1%).

Данные пониженные тарифы применяются плательщиками в течение семи лет с момента, когда они были включены в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, с учетом предельного срока применения пониженных тарифов – до 31 декабря 2025 года. Закон определяет условие применения пониженных тарифов — исключительно для исчисления страховых взносов в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

 Комитет полагает целесообразным отметить, что реализация Закон приведет к выпадающим доходам федерального бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».