Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 235903–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 15 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Закон инициирован Правительством Российской Федерации в целях совершенствования бюджетного законодательства в части приведения норм Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекса) в соответствие с терминологией Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно материалам, представленным к Закону, он соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также нормам иных международных обязательств Российской Федерации и его реализация не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем комитет отмечает, что при рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе в него были внесены поправки депутатами Государственной Думы А.Д. Жуковым, А.М. Макаровым и др., предусматривающие значительные изменения законопроекта в части межбюджетных отношений.

В частности частью 2 статьи 2 Закона предусматривается, что в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» не будут распределяться на плановый период 2019 и 2020 годов между субъектами Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (далее – дотации на выравнивание). Это обусловлено изменением данных, на базе которых будет основано распределение указанной дотации в рамках подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», в результате проводимой Правительством Российской Федерации работы по совершенствованию межбюджетных отношений, направленной на стимулирование экономического потенциала регионов и расширение их налоговой базы.

В целях реализации указанной нормы Закона Правительством Российской Федерации подготовлена поправка к проекту федерального закона № 274618–7 «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее — проекта федерального закона № 274618–7), предусматривающая распределение дотации на выравнивание только на 2018 год, которая была поддержана Государственной Думой при принятии проекта федерального закона № 274618–7 во втором чтении 17 ноября 2017 года и трёхсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

Кроме этого, с 1 января 2018 года до 1 января 2021 года согласно статье 3 Закона приостанавливается действие положений статьи 50 и пункта 2 статьи 56 Кодекса в части установления нормативов зачисления в федеральный бюджеты и в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», которые в настоящее время предусмотрены в размере 25% для федерального бюджета и 75% для бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно частью 2 статьи 3 Закона предусматривается, что налог на прибыль организаций при выполнении соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2» зачисляется по нормативу 75 % в федеральный бюджет, а в бюджеты субъектов Российской Федерации — по нормативу 25 %.

Норматив распределения указанных доходов при выполнении иных соглашений о разделе продукции сохраняется согласно Закону на действующем уровне — 25% в федеральный бюджет и 75% в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Увеличение на 50 п. п. (с 25 % до 75 %) норматива зачисления в федеральный бюджет соответствующих доходов по проекту «Сахалин-2» позволит увеличить доходы федерального бюджета в объёме около 34 млрд. рублей в 2018 году.

Необходимо отметить, что централизация указанных доходов на федеральном уровне предложена Правительством Российской Федерации в целях последующего перераспределения соответствующих дополнительных доходов на развитие Дальневосточного федерального округа.

В этой связи комитет обращает внимание, что, с учётом обсуждения вопроса о необходимости минимизации потерь бюджета Сахалинской области, принято решение о выделении Сахалинской области финансовой помощи в объёме не менее 50% (16,9 млрд. рублей) от указанных дополнительных доходов федерального бюджета. Соответствующая поправка принята при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона № 274618–7 во втором чтении.

Также Закон предусматривает продление до 1 января 2020 года возможности превышения предельного объёма государственного долга субъекта Российской Федерации (муниципального долга), установленного Кодексом, в пределах суммы бюджетного кредита в отношении субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), у которых объём государственного (муниципального) долга на 1 января 2017 года составил более 100 процентов объема доходов бюджета без учёта безвозмездных поступлений, а также в отношении высокодотационных субъектов Российской Федерации (муниципальных образований).

Одновременно Закон предоставляет Правительству Российской Федерации право установить меры ответственности, применяемые к органам государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, а также изменить условия реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета, в случае превышения указанных ограничений.

Комитет отмечает, что вопрос необходимости продления возможности превышения предельного объёма государственного долга субъекта Российской Федерации на сумму бюджетных кредитов неоднократно обсуждался в Совете Федерации и был отражён в постановлении Совета Федерации от 26 апреля 2017 года № 125-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Комитет также обращает внимание, что Законом предусмотрена возможность предоставления в 2017 году бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительных бюджетных кредитов в объёме до 55 млрд. рублей за счёт неиспользованных бюджетных ассигнований по источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Реализация данной нормы позволит поддержать регионы с высоким уровнем долговых обязательств, в том числе по коммерческим кредитам, в преддверии реализации программы реструктуризации накопленной задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

В результате проведения антикоррупционной экспертизы Закона, предусмотренной статьёй 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенных факторов не выявлено.

С учётом изложенного комитет полагает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».