Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 204712–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на предоставление возможности компенсации физическим лицам – гражданам иностранных государств сумм налога на добавленную стоимость (далее – НДС), уплаченного ими при приобретении товаров в организациях розничной торговли на территории Российской Федерации.

 Для реализации указанной цели Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс), предусматривающие установление обложения НДС по налоговой ставке 0% при реализации услуг по выплате физическим лицам – гражданам иностранных государств, имеющим право на компенсацию суммы налога, исчисленную организацией, осуществляющей розничную торговлю.

Закон устанавливает требования к организациям, имеющим право оказывать услугу компенсации суммы НДС, определяет реестр документов и содержащихся в них сведений, необходимых для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов налогоплательщиком при реализации указанных услуг. В частности, сведения должны содержать обязательную отметку таможенных органов, подтверждающую вывоз товаров с территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Перечень сведений, указываемых в реестре, форма и порядок его заполнения, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В состав сведений, указываемых в реестре, должна быть включена информация о размере налоговой базы, к которой налогоплательщиком применяется налоговая ставка 0%. В случае выявления несоответствия между сведениями, указанными в реестре и имеющимися у налогового органа, Закон устанавливает право налогового органа истребовать документы, подтверждающие правомерность применения указанных налоговых вычетов, а также устанавливает срок, в течение которого признание обоснованности применения налоговой ставки 0% считается неподтвержденным.

Кроме того, Закон дополняет Кодекс новой статьей, предусматривающей порядок и условия осуществления компенсации суммы НДС иностранным гражданам при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.

В соответствии с Законом перечень организаций розничной торговли, оказывающих услуги по компенсации суммы налога, форма заявления о включении в перечень и порядок исключения организации из указанного перечня утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области развития внешней и внутренней торговли. Критерии отбора организаций розничной торговли определяются Правительством Российской Федерации.

Закон определяет необходимый набор сведений, содержащихся в документе для компенсации суммы налога, и устанавливает, что минимальная сумма приобретения товаров в организации розничной торговли в течение одного календарного дня должна составлять не менее 10 тыс. рублей, а срок обращения иностранным гражданином за компенсацией суммы налога составляет один год со дня приобретения товаров. Законом установлено, что при полном или частичном неподтверждении таможенным органом Российской Федерации факта вывоза товаров гражданином иностранного государства, вычеты сумм налога производятся только в отношении товаров, фактический вывоз которых подтвержден.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту Закона вносимые изменения повлекут расходы федерального бюджета, связанные с введением и модернизацией информационных систем, оснащением пунктов пропуска: расходы Федеральной таможенной службы составят около 50 млн. рублей, Федеральной налоговой службы — единовременно 213,15 млн. рублей и 94,22 млн. рублей ежегодно. Кроме того, предполагаемые расходы по возмещению НДС оцениваются в размере 150–200 млн. рублей.

Комитет отмечает, что введение системы возврата НДС должно способствовать увеличению объемов реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, и в перспективе увеличить доходы федерального бюджета.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Вместе с тем срок передачи сведений в электронной форме между организациями розничной торговли и Федеральной таможенной службой, а также электронный обмен данными между Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой, в связи с принятием нормативных и подзаконных актов после вступления Закона в силу определен 1 октября 2018 года.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».