Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 113663–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 16 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона внесен Правительством Российской Федерации и направлен на уточнение положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), связанных с применением налоговой ставки 0 процентов налога на добавленную стоимость (далее — НДС).

Действующими нормами Кодекса установлено, что налогообложение НДС производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, либо, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, при условии предоставления в налоговый орган определенных Кодексом документов, подтверждающих право на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов. Рассматриваемый Закон расширяет указанный перечень, устанавливая возможность использования ставки 0 процентов при реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, либо под таможенную процедуру свободного склада, также при обязательном предоставлении определенных Кодексом документов, подтверждающих это право. При таможенной процедуре реэкспорта товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Евразийского экономического союза, либо продукты переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, вывозятся с этой территории без уплаты и (или) с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования. Таким образом, ввозимые товары (комплектующие, сырье и т. д.), используемые для производства конечного продукта и вывозимые в таможенной процедуре реэкспорта освобождаются от уплаты таможенных платежей. Данные изменения направлены на создание благоприятных условий налогообложения предприятиям, выпускающим продукцию с импортными комплектующими и возможного расширения рынков сбыта.

Законом определен перечень документов, необходимых для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов в случае вывоза в таможенной процедуре реэкспорта товаров, ранее помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, либо под таможенную процедуру свободного склада.

Также, Законом вносится изменение, предоставляющее возможность применения ставки налога 0 процентов по НДС при экспорте товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях. Законом установлен специальный порядок подтверждения права на применение и возмещение указанной ставки налога, основанный на особенностях таможенного декларирования при экспорте товаров отправляемых в почтовых отправлениях.

Кроме этого, Законом устанавливается право налогоплательщику отказаться от применения налоговой ставки 0 процентов при совершении операций, связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также при выполнении работ (оказании услуг), установленных Кодексом.

Для реализации установленной Законом возможности не использовать налоговую ставку 0 процентов, налогоплательщик представляет заявление в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен применять иную налоговую ставку. Срок применения налоговых ставок, предусмотренных таким заявлением, должен составлять не менее 12 месяцев.

Вносимые Законом изменения предоставляют право выбора структурам, для которых экспортные операции не являются основным видом деятельности, избежать процедуру возмещения НДС при экспорте.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием реализация Закона не приведет к потерям федерального бюджета. Вместе с тем комитет обращает внимание, что внесенные во втором чтении изменения, устанавливающие возможность использования ставки 0 процентов при реализации товаров, вывозимых в таможенной процедуре реэкспорта, могут привести к выпадающим доходам федерального бюджета.

Комитет отмечает, что Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС. Вместе с тем реализация, вносимых в Кодекс изменений, потребует подготовки и внесения изменений в нормативные акты, связанные с изменениями в действующую форму налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения, формат ее представления, а также в действующие формы реестров, предусмотренных Кодексом. В этой связи положения Закона будут применяться с 1 января 2019 года.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».