Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 18416–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 15 ноября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона был внесен Правительством Российской Федерации и предусматривает компенсацию индивидуальным предпринимателям расходов по приобретению контрольно-кассовой техники (далее – ККТ).

В соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был предусмотрен поэтапный переход на применение ККТ, передающей в электронном виде через оператора фискальных данных в адрес налоговых органов информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа. Для лиц, у которых ранее отсутствовала обязанность по применению ККТ (при патентной системе налогообложения или системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее — ЕНВД), срок перехода на использование ККТ установлен с 1 июля 2018 года. При этом для индивидуальных предпринимателей (за исключением предпринимателей, осуществляющих розничную торговлю или оказывающих услуги общественного питания с привлечением работников по трудовому договору) срок перехода на использование ККТ продляется до 1 июля 2019 года.

Рассматриваемым Законом индивидуальным предпринимателям предоставляется право уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения или ЕНВД, на 18 000 рублей за каждую единицу ККТ. В расходы по приобретению ККТ включаются затраты на покупку ККТ, фискального накопителя, необходимого программного обеспечения, выполнения сопутствующих работ и оказание услуг, в том числе по настройке ККТ и приведению ее в соответствие с требованиями Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

Вычет может быть применен в отношении ККТ, зарегистрированной с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года. Индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную торговлю или оказывающих услуги общественного питания с привлечением работников по трудовому договору, вычет предоставляется в отношении ККТ, зарегистрированной до 1 июля 2018 года.

Также Законом устанавливается порядок предоставления указанных вычетов. Для налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, предусмотрена подача уведомления об уменьшении суммы налога на сумму расходов по приобретению ККТ. При этом до утверждения формы уведомления налогоплательщик вправе в произвольной форме уведомить налоговый орган об уменьшении суммы налога, указав в заявлении необходимые для этого сведения.

Данная мера направлена на снижение финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства, связанной с приобретением ККТ, соответствующей требованиям законодательства. Следует отметить, что в рекомендациях Парламентских слушаний «О параметрах проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» от 2 октября 2017 года было обращено внимание Правительства Российской Федерации на необходимость принятия мер по компенсации расходов малого бизнеса на приобретение ККТ с функцией передачи информации. Предоставление налоговых вычетов повлечет за собой сокращение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в связи с этим Правительству Российской Федерации необходимо предусмотреть их компенсацию.

Закон вступает в силу с 1 января 2018 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».