Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (проект № 278888–7)

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 27 октября 2017 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Закон), комитет отмечает следующее.

Закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Федеральный закон № 415-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2017 год.

Рассматриваемый Закон подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за 8 месяцев 2017 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году.

Комитет отмечает, что Правительством Российской Федерации второй раз в текущем году вносятся изменения в федеральный бюджет на основании уточнения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году. Основные характеристики федерального бюджета на 2017 год уже корректировались в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (Федеральный закон № 157-ФЗ).

Уточнение показателей социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году обусловлено улучшением прогноза роста мировой экономики, более высокими ценами на нефть, корректировкой курса рубля по отношению к доллару США, а также ускорением восстановления российской экономики при снижении уровня инфляции в течение текущего года.

В соответствии с уточненным прогнозом ожидается увеличение среднегодовой цены на нефть марки «Юралс» с 45,6 до 49,9 доллара США за баррель (или на 9,4 %), что связано с позитивной динамикой в течение всего года, устойчиво превышающей прежние ожидания. Цена на нефть марки «Юралс» за истекший период 2017 года не опускалась ниже 45,41 доллара США за баррель.

Ожидается укрепление курса национальной валюты до 59,4 рубля за доллар США (в апреле среднегодовой курс прогнозировался на уровне 64,2 рублей за доллар США).

Объем ВВП в 2017 году предусматривается в размере 92 224,9 млрд. рублей, что на 34,0 млрд. рублей (или на 0,04%) превышает законодательно установленный показатель. По итогам 2017 года прогнозируется рост ВВП на уровне 2,1%, что превышает на 0,1 процентных пункта оценку прогноза к Федеральному закону № 415-ФЗ (с изменениями). По прогнозу Минэкономразвития России рост экономики будет обеспечиваться за счет расширения внутреннего спроса (как потребительского, так и инвестиционного), восстановления инвестиций опережающим темпами благодаря снижению общей макроэкономической неопределенности, смягчению финансовых условий, а также значительному объему накопленных собственных средств компаниями реального сектора экономики.

Согласно заключению Счетной палаты Российской Федерации сохраняются риски недостижения прогнозируемого темпа роста ВВП в 2017 году, что связано с высокой базой сравнения в конце 2016 года (в четвертом квартале 2016 года рост ВВП составил 100,3 % в годовом выражении после снижения в 2015 году и за 9 месяцев 2016 года) и с завышенной оценкой на 2017 год отдельных макроэкономических показателей, влияющих на динамику ВВП.

Кроме этого, комитет считает, что на темпы роста ВВП может оказать влияние изменение цен на нефть и другие энергоресурсы на мировом рынке.

В уточнённом прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации ожидается снижение инфляции на 0,6 процентных пункта по сравнению с прогнозируемым показателем (с 3,8% до 3,2%). В августе 2017 года показатель снизился до исторически минимального уровня за новейшую историю России — 3,3% г/г.

Рассматриваемым Законом предусматривается утвердить доходы федерального бюджета в объеме 14 720,3 млрд. рублей, что на 41,5 млрд. рублей или на 0,3% превышает законодательно установленный объем. Доходы федерального бюджета по отношению к ВВП увеличиваются на 0,1 процентный пункт и составят 16,0 % ВВП.

По сравнению с 2016 годом рост доходов федерального бюджета по итогам 2017 года составит 9,4%, в том числе на 19,6% могут увеличиться нефтегазовые доходы при росте ненефтегазовых на 3,6%.

По сравнению с законодательно установленными показателями нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017 году увеличиваются на 25,7 млрд. рублей (или на 0,4%) и составят 5 795,2 млрд. рублей. Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2017 году увеличиваются на 15,7 млрд. рублей (или на 0,2%) и составят 8 925,1 млрд. рублей.

В результате уровень нефтегазовых доходов по отношению к ВВП остается неизменным (6,3% к ВВП), а ненефтегазовых доходов увеличивается на 0,1% до 9,7%.

При этом доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов увеличивается с 39,3 % до 39,4 %, а доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов снижается с 60,7 % до 60,6 %.

Основным фактором, повлиявшим на увеличение объема нефтегазовых доходов, является рост прогнозируемой цены на нефть марки «Юралс» и на газ природный, что привело к увеличению нефтегазовых доходов на 441,5 млрд. рублей. Однако снижение курса доллара США по отношению к рублю (с 64,2 рубля за доллар США до 59,4 рубля за доллар США) привело к уменьшению данных доходов на 363,9 млрд. рублей.

Увеличение поступления ненефтегазовых доходов по сравнению с прогнозными значениями ожидается преимущественно за счет роста следующих доходов:

налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — на 90,7 млрд. рублей (или на 1,5%) с учетом фактически сложившейся структуры налоговой базы по итогам 2016 года, а также корректировки ожидаемого уровня собираемости налога;

налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации — на 43,7 млрд. рублей (или на 6,3%) за счет увеличения стоимостного объема импорта;

налога на прибыль организаций — на 65,8 млрд. рублей (или на 10,0%), что обусловлено изменением ставки налога, установленной для зачисления в федеральный бюджет, с 2% до 3%, а также увеличением поступления налога на прибыль в виде дивидендов;

платежей при пользовании природными ресурсами — на 60,2 млрд. рублей (на 22,8%), в том числе за счет увеличения:

— поступлений разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации – на 22,3 млрд. рублей;

— поступлений доходов, полученных от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности, – на 22,1 млрд. рублей;

— утилизационных сборов в связи с увеличением ожидаемых объемов ввоза и производства транспортных средств — на 13,1 млрд. рублей;

доходам по остаткам средств на счетах федерального бюджета и от их размещения, кроме средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния — на 25,2 млрд. рублей (или на 51,2%) в связи с увеличением объемов размещения средств на депозитных счетах в кредитных организациях и в ценных бумагах по сделкам репо;

государственной пошлины – на 10,9 млрд. рублей (или на 13,2%);

акцизам по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, — на 10,5 млрд. рублей (или на 15,6%) за счет увеличения объёмов импорта табачной продукции, автомобилей легковых, алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

Наибольшее снижение поступления доходов прогнозируется по следующим доходам:

вывозным таможенным пошлинам, относящихся к нефтегазовым доходам (нефть сырая, газ природный, а также товары, выработанные из нефти), — на 73,6 млрд. рублей (или на 3,7%) за счет снижения курса доллара США по отношению к рублю и снижения объемов экспорта;

акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, — на 41,9 млрд. рублей (или на 4,4 %) в основном за счет снижения прогнозируемых объемов реализации табачной продукции;

прочим неналоговым доходам — на 30,5 млрд. рублей (или на 12,8 %), что в значительной степени обусловлено изменением подходов по срокам перечисления дивидендных выплат по привилегированным акциям, приобретенным ГК «Агентство по страхованию вкладов», а также отсутствием соответствующих поступлений по отдельным банкам в связи с отсутствием у них прибыли в 2016 году.

Комитет отмечает значительное сокращение поступления доходов прогнозируется по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, на 249,2 млрд. рублей (планируется сокращение указанных доходов в 2,1 раза), что связано с принятием по ряду компаний решений, предусматривающих направление на выплату дивидендов по итогам 2016 года менее 50% чистой прибыли.

Счетной палатой Российской Федерации отмечается, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени нормативно не урегулирован вопрос установления норматива перечисления дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ, определенного по международным стандартам финансовой отчетности.

Объем безвозмездных поступлений в 2017 году оценивается в сумме 25,1 млрд. рублей, что на 24,9 млрд. рублей больше суммы, учтенной в Федеральном законе № 415-ФЗ.

Указанное увеличение в значительной степени обусловлено отражением поступлений доходов от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации и организациями остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов прошлых лет, имеющих целевое назначение, в размере 14,4 млрд. рублей, а также отражением поступлений прочих межбюджетных трансфертов, передаваемых федеральному бюджету из бюджета города Москвы на реализацию проекта интеграции Савеловского направления Московской железной дороги и Московского центрального кольца, а также на реализацию проектов строительства дополнительных остановочных пунктов на Курском, Октябрьском и Киевском направлениях Московской железной дороги в размере 9,4 млрд. рублей.

В заключении Счетной палаты Российской Федерации на проект рассматриваемого Закона отмечалось, что Правительством Российской Федерации представлены расчеты прогнозных объемов доходов федерального бюджета не по всем видам доходов.

Общий объем доходов федерального бюджета, по которым не представлены расчеты, составляет 1 397,2 млрд. рублей или 9,5 % общего объема доходов федерального бюджета, учтенного в Законе.

Расходы федерального бюджета на 2017 год увеличиваются на 125,7 млрд. рублей с 16 602,6 млрд. рублей до 16 728,4 млрд. рублей (или на 0,8%). Кроме того, предусматривается перераспределение расходов в объеме 166,8 млрд. рублей, а также увеличение по отдельным направлениям расходов за счет экономии в объеме 148,0 млрд. рублей. Доля расходов в ВВП увеличивается с 18,0% до 18,2%.

Увеличение расходов в рамках рассматриваемого Закона определено исходя из того, что общий объем увеличения расходов в 2017 году не должен превышать общий объем увеличения ненефтегазовых доходов. Учитывая, что объем ненефтегазовых доходов в 2017 году увеличен по сравнению с первоначально утвержденным объемом на 487,5 млрд. рублей, а расходы федерального бюджета уже увеличены на 361,8 млрд. рублей Федеральным законом № 157-ФЗ, в рамках рассматриваемого Закона расходы увеличены на 125,7 млрд. рублей.

Рост объема расходов (на 125,7 млрд. рублей) по сравнению с ростом доходов (на 41,4 млрд. рублей) повлечет увеличение дефицита федерального бюджета на 84,3 млрд. рублей (или на 4,4%), который составит в 2017 году 2 008,1 млрд. рублей (или 2,2% к ВВП, что на 0,1% выше уровня, утвержденного Федеральным законом № 157-ФЗ).

Структура источников финансирования дефицита федерального бюджета не претерпела значительных изменений и основными источниками его финансирования в 2017 году будут выступать средства Резервного фонда (1 045,1 млрд. рублей), средства Фонда национального благосостояния (662,3 млрд. рублей) и государственные внутренние заимствования Российской Федерации (1 123,9 млрд. рублей).

Норма части 13 статьи 21 Федерального закона №157-ФЗ, устанавливающая право Правительства Российской Федерации в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета в 2017 году использовать средства ФНБ в размере до 200 000,0 млн. рублей сверх объема, предусмотренного указанным Федеральным законом, не была реализована.

Объем государственного долга снизится на 210 млрд. рублей (или на 1,7%) и составит на конец года 12 535,9 млрд. рублей, не претерпев существенных изменений по структуре. По отношению к ВВП объем государственного долга сократится с 13,8% до 13,6%.

Предусмотрено увеличение верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года на 49,4 млрд. рублей (или на 0,5 %) с 9 227,0 млрд. рублей до 9 276,4 млрд. рублей в связи с увеличением объема государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 73,9 млрд. рублей и уточнением верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в валюте Российской Федерации.

При этом предусматривается уменьшение объема государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года на 260,1 млрд. рублей (или на 7,4 %) с 3519,6 млрд. рублей до 3259,5 рублей, в том числе на 105,4 млрд. рублей с учетом предполагаемого сокращения планового показателя долга по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте (с 878,6 млрд. рублей до 773,2 млрд. рублей).

Комитет отмечает незначительную корректировку большинства макроэкономических показателей и основных характеристик федерального бюджета на 2017 год, в результате которой предусмотрено перераспределение бюджетных ассигнований как внутри государственных программ, так и между текущим и плановым периодом.

Изменения объемов расходов предусматриваются по всем 14 разделам классификации расходов (приложение 152 к тексту Закона), при этом уменьшение законодательно утвержденных бюджетных ассигнований – по 8-ми разделам (на 105,9 млрд. рублей), увеличение – по 6-ти разделам (на 85,6 млрд. рублей).

Наибольшее увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по разделу «Национальная оборона» — на 28,3 млрд. рублей (или на 2,8%). По разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» расходы увеличены на 37,0 млрд. рублей (или на 4,9%), по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» расходы увеличены на 10,3 млрд. рублей (или на 1,4%), по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — на 6,8 млрд. рублей (или на 0,5%), по разделу «Средства массовой информации» — на 3,0 млрд. рублей (или на 3,9%).

Основное увеличение по разделу «Национальная оборона» связано с принятием во втором чтении решения о повышении с 1 января 2018 года денежного довольствия военнослужащим, что потребует дополнительных бюджетных ассигнований в объеме 24,9 млрд. рублей.

Предлагается увеличить бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации на 10,3 млрд. рублей в связи с необходимостью отражения операции обмена государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

При этом необходимо отметить, что бюджетные ассигнования на обслуживание государственного внешнего долга в соответствии с изменениями показателей в рамках Федерального закона от 01.07.2017 № 157-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» были уменьшены на 8,7 млрд. рублей.

Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации остаются неизменными в объеме 553,5 млрд. рублей.

Увеличение по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» связано с предоставлением новой дотаций в целях стимулирования роста налогового потенциала по налогу на прибыль организаций в объеме 36,7 млрд. рублей.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту предоставляться указанная дотация будет в целях перераспределения прироста налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в отчетном году, по сравнению с фактическими поступлениями за отчетный финансовый год и год, предшествующий отчетному финансовому году. В связи с этим, доведение указанных средств до субъектов Российской Федерации будет произведено в 2018 году.

Счетная палата Российской Федерации отмечает, что объем указанных дотаций должен определяться исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также методики определения прироста налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в федеральный бюджет в отчетном году, по сравнению со среднегодовыми фактическими поступлениями за два предыдущих года.

В связи с тем, что распределение указанной дотации отсутствует в представленном Законе, комитет считает, что Правительству Российской Федерации необходимо ускорить разработку методики, на основании которой данная дотация должна быть распределена. Комитет также считает необходимым отметить, что остались нераспределенными 20,0 млрд. рублей дотаций, запланированных для предоставления субъектам Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в 2017 году, что связано с отсутствием нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об их распределении.

При этом, комитет считает спорным вопросом изменение методики распределения дотаций за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в 2017 году в конце года.

Кроме этого, по данному разделу увеличены расходы на 0,3 млрд. рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации с целью реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков в связи с уточнением списков граждан на приобретение (строительство) жилья взамен ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и уточнением цен на вновь приобретаемое жилье.

Рассматриваемым Законом также предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на предоставление взносов в уставные капиталы акционерных обществ в объеме 40,2 млрд. рублей (или на 32,6 %), в том числе:

— акционерного общества «Россельхозбанк» в размере 20,0 млрд. рублей в целях сохранения темпов роста аграрного производства, стабилизации работы Россельхозбанка» для обеспечения темпов кредитования приоритетных отраслей и сегментов экономики, включая агропромышленный комплекс, повышения качества кредитного портфеля и урегулирования проблемной задолженности по кредитам, сформированной заемщиками Банка, включая создание и досоздание резервов по достаточности акционерного капитала Банка с учетом указаний Банка России;

— открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (в рамках программы «Развитие транспортной системы») в размере 17,7 млрд. рублей, из которых дополнительно будут направлены:

6,4 млрд. рублей — на развитие железнодорожной инфраструктуры Московского транспортного узла;

5,0 млрд. рублей – на реконструкцию участка им. М. Горького — Котельниково — Тихорецкая — Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла;

6,2 млрд. рублей – на строительство железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково – Батайск.

Увеличены на 15,5 млрд. рублей бюджетные ассигнования на предоставление имущественного взноса в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» для обеспечения особо важных и специальных полетов воздушных судов.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты Российской Федерации показывают, что значительные объемы средств, предоставленных государственным корпорациям и государственным компаниям в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях.

Общий объем временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании по состоянию на 1 сентября 2017 года составил порядка 164 млрд. рублей. При этом доходы государственных корпораций и государственной компании от инвестирования временно свободных средств за 2015 год составили около 10 млрд. рублей, за 2016 год — около 7,6 млрд. рублей и по состоянию на 1 сентября 2017 года за январь — август 2017 года составили порядка 4 млрд. рублей.

Также в рамках рассматриваемого Закона увеличены на 16,0 млрд. рублей бюджетные ассигнования на предоставление субсидий федеральному государственному автономному учреждению «Российский фонд технологического развития» в целях внедрения наилучших доступных технологий и (или) импортозамещения.

Наибольшее сокращение расходов в рамках рассматриваемого Закона предусматривается по следующим разделам: «Социальная политика» — на 47,6 млрд. рублей (или на 1,4%), «Общегосударственные расходы» — на 23,3 млрд. рублей (или на 2,0%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 9,1 млрд. рублей (или на 11,5%), «Культура, кинематография» — на 7,1 млрд. рублей (или на 7,1%), «Образование» — на 6,1 млрд. рублей (или на 1,0%), «Здравоохранение» — на 5,3 млрд. рублей (или на 1,4%).

Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» обусловлено, главным образом, сокращением на 30,0 млрд. рублей объема межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с прогнозируемым ростом фонда заработной платы на уровне 1,6% и соответствующим увеличением поступлений страховых взносов.

Кроме этого, сокращены субвенции и субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные выплаты безработным гражданам в связи со значительным сокращением численности безработных граждан — получателей социальных выплат, зарегистрированных в органах службы занятости, на 7,3 млрд. рублей и на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, на 4,3 млрд. рублей (в связи с уточнением численности получателей).

При этом по данному разделу предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, — на 2,3 млрд. рублей.

Сокращение расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» обусловлено сокращением на 6,5 млрд. рублей бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу «Агентство ипотечного жилищного кредитования» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) с учетом снижения ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации до 8,5%.

Комитет обращает внимание, что сокращение расходов по двум разделам «Образование» и «Здравоохранение» связано с сокращением расходов на реализацию мероприятий, зарезервированных на повышение оплаты труда медицинских и педагогических работников до принятия решений Правительством Российской Федерации, ввиду отсутствия таких решений на 10,9 млрд. рублей и 9,1 млрд. рублей соответственно.

В связи с этим, в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» данные бюджетные средства должны быть использованы на указанные цели в рамках федерального бюджета на 2018 – 2020 годы.

Предусматривается также сокращение бюджетных ассигнований, предусмотренных:

на имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на компенсацию части затрат по исполнению обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала и компенсацию убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну Российской Федерации – на 42,4 млрд. рублей;

на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в связи со своевременным исполнением принципалами своих обязательств и исходя из приоритизации расходов федерального бюджета — на 11,2 млрд. рублей;

на реализацию соглашений по действующим проектам МБРР по результатам выполнения планов закупок товаров, работ и услуг, а также по проектам Нового банка развития, реализация которых перенесена на 2018 год — почти на 11,0 млрд. рублей.

Комитет отмечает, что ряд изменений объемов бюджетных ассигнований предложен без учета анализа уровня исполнения расходов. По ряду главных распорядителей при неполном исполнении бюджетных ассигнований за последние два года и низком уровне исполнения расходов за 9 месяцев 2017 года предусматривается увеличение объемов бюджетных ассигнований либо незначительное их уменьшение.

Правительством Российской Федерации не представлена информация об изменении Федеральной адресной инвестиционной программы на 2017 год в части объемов финансирования строек и объектов.

В ходе второго чтения законопроекта в Государственной Думе было рассмотрено 77 поправок, из которых 59 были одобрены.

В рамках второго чтения было произведено перераспределение средств федерального бюджета, в основном, в рамках главных распорядителей бюджетных средств, а также в связи с уточнение кодов классификации расходов и в соответствии с принятыми решениями.

В рамках второго чтения был увеличен объем резервного фонда Правительства Российской Федерации на 7,1 млрд. рублей, в основном, за счет экономии бюджетных расходов по взносам в международные организации. В результате объем резервного фонда увеличился на 18,8 млрд. рублей. По состоянию на 1 октября 2017 года объем резервного фонда Правительства Российской Федерации составлял 16,5 млрд. рублей.

В целях реализации решений о повышении с 1 января 2018 года военнослужащим пенсий и денежного довольствия были увеличены бюджетные ассигнования по разделу «Социальная политика» на 2,3 млрд. рублей и по разделу «Национальная оборона» на 24,9 млрд. рублей соответственно.

В связи с рисками не освоения запланированных бюджетных ассигнований на строительство и ремонт федеральных дорог во втором чтении принято решение о перераспределении внутри государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» 2,0 млрд. рублей и направление их на строительство дорог в субъектах Российской Федерации, в том числе в Калужской области.

Также был принят целый ряд поправок, направленных на повышение оплаты труда сотрудников медицинских и учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации.

Комитет отмечает, что в связи принятием решения Президентом Российской Федерации В.В. Путиным о начале реализации программы реструктуризации накопленной задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам в рамках второго чтения была одобрена поправка, устанавливающая право проведения в 2017 году Правительством Российской Федерации реструктуризации задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, срок погашения которых наступает в 2018 – 2019 и 2021 – 2022 годах, а также условия ее реализации.

Период реализации данной программы рассчитан на 7 лет с предоставлением возможности ее продления до 12 лет (в 2020 году до 2029 года). Первый этап реструктуризации, рассчитанный на 7 лет, предполагает погашение задолженности в 2018–2019 годах в размере 5% от суммы основного долга ежегодно, в 2020 году – 10% от суммы основного долга, в 2021 – 2024 годах – равными долями по 20% от суммы основного долга.

Кроме этого, предусмотрена возможность продления периода погашения задолженности в 2020 году до 2029 года для тех субъектов Российской Федерации, которые обеспечат в 2018–2019 годах рост налоговых и неналоговых доходов своего консолидированного бюджета не ниже фактического уровня инфляции. Порядок расчета налоговых и неналоговых доходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

При этом обязательства регионов по проведению реструктуризации устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом достигнутых на момент реструктуризации параметров дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и его государственного долга.

Также Правительством Российской Федерации устанавливаются меры ответственности за невыполнение условий реструктуризации и обязательств субъектами Российской Федерации.

Реализация данной программы позволит высвободить за 2 года субъектам Российской Федерации средств на общую сумму 428 млрд. рублей, в том числе в 2018 году – 250 млрд. рублей, в 2019 году — 177 млрд. рублей, что окажет существенную поддержку субъектам Российской Федерации, предоставляя возможность направления высвобождаемых средств на социально-значимые расходы и на оздоровление своих финансов.

Вместе с тем в целях решения проблемы высокой «закредитованности» региональных бюджетов программа реструктуризации накопленной задолженности субъектов Российской Федерации не должна устанавливать для субъектов Российской Федерации условий. Правительством Российской Федерации при проведении реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам должны учитываться особенности и возможности субъектов Российской Федерации выполнения их обязательств.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов».