Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О ратификации Договора о  Таможенном кодексе Евразийского экономического союза» (проект № 264271–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза», принятый Государственной Думой 26 октября 2017 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Президентом Российской Федерации и предусматривает ратификацию Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее – Договор), подписанного 11 апреля 2017 в городе Москве.

Разработка Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) была обусловлена необходимостью кодификации международных договоров, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, во взаимосвязи с нормами Договора о ЕАЭС и установлением максимального количества норм прямого действия.

Особое внимание в ТК ЕАЭС уделено положениям, определяющим осуществление таможенного контроля, совершение таможенных операций, взимание таможенных платежей, регулирующим таможенные процедуры и особенности перемещения отдельных категорий товаров, а также главам, регламентирующим деятельность лиц в сфере таможенного дела.

Основными направлениями совершенствования таможенного законодательства, реализованными в ТК ЕАЭС стали закрепление приоритета таможенного декларирования в электронной форме, унификация таможенного законодательства, использование механизма «единого окна» — принцип однократного представления документов и сведений при совершении таможенных операций. Документы, необходимые для совершения таможенных операций, могут не представляться таможенному органу, если сведения о таких документах и (или) сведения из них могут быть получены таможенными органами из информационных систем, используемых таможенными органами, а также из информационных систем государственных органов (организаций) в рамках информационного взаимодействия.

ТК ЕАЭС установлены нормы, регламентирующие применение информационных технологий и расширяющие практику использования документов в электронной форме. Так, в ТК ЕАЭС содержатся нормы, устанавливающие отсутствие безусловной обязанности представления документов, подтверждающих декларируемые сведения, т. е. документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, представляются таможенным органам только в случаях, когда такие документы необходимы для проведения таможенного контроля (за исключением документов, подтверждающих полномочия лица, подающего письменную декларацию на товары, и документов о происхождении товаров, если их представление является обязательным в соответствии с правилами определения происхождения ввозимых товаров).

ТК ЕАЭС закреплен приоритет таможенного декларирования в электронной форме (письменное декларирование осуществляется в чётко определённых случаях – при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, в отношении товаров для личного пользования, в отношении транспортных средств международной перевозки и ряд других).

ТК ЕАЭС значительно усовершенствован институт уполномоченных экономических операторов относящихся после включения в реестр уполномоченных экономических операторов к категории низкого уровня риска и пользующихся специальными упрощениями на таможенной территории ЕАЭС. Так, предусмотрена дифференциация уполномоченных экономических операторов на три типа, позволяющая участникам внешнеэкономической деятельности претендовать на получение различных типов сертификатов уполномоченных экономических операторов в зависимости от заинтересованности в получении тех или иных упрощений. С учетом такого подхода изменились требования к лицам, претендующим на получение статуса уполномоченных экономических операторов в зависимости от типа свидетельства. Определены закрытые перечни условий включения юридического лица государства-члена в реестр уполномоченных экономических операторов, изменён подход к обеспечению исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора. Для получения свидетельства сохраняется требование о предоставлении обеспечения на сумму, эквивалентную 1 млн. евро. Однако предусмотрено поэтапное снижение данной суммы при условии отсутствия у уполномоченного экономического оператора нарушений требований таможенного законодательства – до 150 тысяч евро через 6 лет со дня включения юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов. Кроме этого, для операторов, имеющих свидетельства второго и третьего типа, необходимым условием включения в реестр является устойчивое финансовое положение организации. Порядок определения финансовой устойчивости, а также значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в реестр, определяется Евразийской экономической комиссией.

Статус уполномоченного экономического оператора может быть предоставлен всем участникам цепи поставок от отправителя до конечного получателя – декларантам, таможенным представителям, перевозчикам, владельцам складов временного хранения, а также иным заинтересованным лицам. Важным обстоятельством является то, что ТК ЕАЭС предусмотрена возможность использования специальных упрощений для уполномоченных экономических операторов на всей таможенной территории ЕАЭС, а также на взаимной основе с государствами, не являющимися членами ЕАЭС.

Еще одним важным изменением является сокращение срока выпуска товаров. ТК ЕАЭС предусматривает завершение выпуска товаров таможенным органом в течение четырёх часов (в настоящее время выпуск товаров осуществляется в срок не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации) с момента регистрации таможенной декларации, если не выявлены риски, влекущие проведение таможенного контроля в той или иной форме.

Комитет отмечает, что отсылочные нормы ТК ЕАЭС на национальные законодательства в значительной степени связаны с тем, что отдельные вопросы относятся к смежным отраслям права, которых унификация в процессе создания ЕАЭС не коснулась. Кроме этого, ряд решений отнесен ТК ЕАЭС на уровень Евразийской экономической комиссии.

Соглашения, регулирующие вопросы применения таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, имплементированы в ТК ЕАЭС в виде отдельных глав. Содержание таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада не изменилось. В рамках этих таможенных процедур товары размещаются и используются на территориях особых экономических зон или свободных складов без уплаты таможенных пошлин, налогов.

ТК ЕАЭС уточнены следующие вопросы:

— вывоз за пределы особых экономических зон товаров, статус которых не может быть подтвержден для таможенных целей;

— вывоз за пределы особых экономических зон и свободных складов товаров, являющихся, по своей сути, отходами. В соответствии с ТК ЕАЭС вывоз таких отходов с территорий особых экономических зон и свободных складов будет осуществляться без помещения под какие‑либо таможенные процедуры при условии их вывоза для целей утилизации и представления в таможенные органы по результатам утилизации соответствующих подтверждающих документы;

— использование товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада, за пределами территорий особых экономических зон и свободных складов для целей их исследования, тестирования, ремонта. Вывоз товаров для указанных целей будет осуществляться на временной основе с разрешения таможенного органа при условии возврата таких товаров на территорию особой экономической зоны или свободного склада.

ТК ЕАЭС предусмотрены изменения, касающиеся применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях портовых особых экономических зон. В частности, возможность вывоза иностранных товаров с территории портовой особой экономической зоны на территорию иностранного государства без помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта при соблюдении условий, установленных ТК ЕАЭС, что существенно упрощает осуществление логистической деятельности в портовых особых экономических зонах.

Порядок применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территориях особых экономических зон, созданных в Калининградской и Магаданской областях, не изменится.

Кроме этого, ТК ЕАЭС урегулирован вопрос перемещения товаров физическими лицами, ранее постоянно проживавшими на территории Калининградской области и переселившимися на постоянное место жительства на остальную часть территории ЕАЭС. В настоящее время при вывозе товаров за пределы территории Особой экономической зоны в Калининградской области необходимо подтверждение статуса вывозимых товаров как товаров ЕАЭС. В случае неподтверждения статуса вывозимых товаров эти товары рассматриваются для таможенных целей как иностранные товары, и для их вывоза на остальную часть таможенной территории ЕАЭС необходима уплата ввозных таможенных пошлин, налогов, что для переселяющихся лиц зачастую является невыполнимым требованием. В соответствии с нормами ТК ЕАЭС товары, вывозимые переселяющимися лицами на остальную часть таможенной территории ЕАЭС, будут признаваться товарами ЕАЭС при выполнении ряда условий, без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Те же условия предусмотрены для Особой экономической зоны в Магаданской области.

Комитет отмечает, что ТК ЕАЭС установлены нормы, обеспечивающие осуществление единого таможенного регулирования на территории ЕАЭС, что должно способствовать дальнейшему углублению интеграции в рамках ЕАЭС и его дальнейшему развитию. Вместе с тем комитет обращает внимание на необходимость приведения законодательных и нормативных актов национального законодательства в соответствие с нормами ТК ЕАЭС.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием ратификация Договора не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Учитывая изложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».