Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (проект № 1042387–6)

Комитет, рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», принятый Государственной Думой 21 июля 2017 года (далее – Федеральный закон), отмечает следующее.

Федеральный закон внесен Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование страхового законодательства в области защиты имущественных интересов пассажиров, жизни, здоровью, имуществу которых при перевозке может быть причинен вред. К числу основных изменений, вносимых рассматриваемым Федеральным законом, относятся следующие.

Рассматриваемый Федеральный закон уточняет сферу действия и основные понятия Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» (далее – Закон об обязательном страховании).

К перевозчикам, обязанным страховать свою гражданскую ответственность, добавляются физические лица, индивидуальные предприниматели или юридические лица, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Федеральным законом уточняются особенности прекращения договора обязательного страхования и последствия его прекращения, как со стороны страхователя, так и со стороны страховщика.

На Банк России возлагаются полномочия по разработке методических рекомендаций в целях ежегодного мониторинга значений страховых тарифов, применяемых при обязательном страховании, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Уточняется содержание статьи «Последствия просрочки уплаты страховой премии (страховых взносов)». На Банк России возлагаются полномочия по утверждению формы письменного заявления о выплате страхового возмещения. Ранее это заявление составлялось выгодоприобретателем в произвольной форме. Дополнительно устанавливается, что в случае создания органами государственной власти в связи с произошедшим событием на транспорте специальных комиссий, проведения исследований и экспертиз, документы, содержащие выводы указанных комиссий или экспертиз, предоставляются страховщикам, которые могут их использовать для предъявления регрессного требования к виновнику происшествия.

С одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Банка России до одного процента от несвоевременно выплаченной суммы страхового возмещения изменятся размер и порядок расчета пени, уплачиваемой страховщиком выгодоприобретателю за каждый день просрочки выплаты страхового возмещения. Также вводится финансовая санкция, уплачиваемая страхователем выгодоприобретателю за несоблюдение срока направления выгодоприобретателю мотивированного отказа в страховом возмещении и порядок ее применения. Следует обратить внимание, что изложенные в настоящем абзаце нормы распространяются также при возмещении вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

Предусматривается, что нормы Закона об обязательном страховании в части осуществления страховщиком предварительной выплаты выгодоприобретателю при причинении здоровью потерпевшего тяжкого вреда, применяются к отношениям по осуществлению профессиональным объединением страховщиков компенсационных выплат в случае обращения выгодоприобретателя за компенсационной выплатой в профессиональное объединение страховщиков.

Рассматриваемым Федеральным законом уточняются условия предъявления страховщиком регрессного требования. Также уточняются полномочия профессионального объединения страховщиков, в том числе на него дополнительно возлагается осуществление компенсации недостающей части активов страховщику, которому с условием компенсации недостающей части активов был передан страховой портфель.

Правила профессиональной деятельности дополняются правилом, определяющим особенности условий передачи страхового портфеля членами профессионального объединения страховщиков, порядок взаимодействия профессионального объединения страховщиков с указанными членами при передаче страхового портфеля, в том числе при выборе страховщика, которому передается страховой портфель при применении мер по предупреждению банкротства страховщика и в случае принятия арбитражным судом решения о признании такого страховщика банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), порядок и условия компенсации недостающей части активов.

Рассматриваемым Федеральным законом в Закон об обязательном страховании вводится новая статья, устанавливающая порядок информационного взаимодействия между профессиональным объединением страховщиков, органом транспортного контроля и надзора и иными организациями.

Дополнительно устанавливается порядок информирования юридическим лицом, осуществляющим перевозки пассажиров метрополитеном, выгодоприобретателей об их правах на получение компенсации в счет возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, причиненного при их перевозках метрополитеном. Также определяется, что форма, порядок заполнения письменного заявления, перечень необходимых документов, представляемых выгодоприобретателем юридическому лицу, осуществляющему перевозки пассажиров метрополитеном, и порядок выплаты компенсации в счет возмещения вреда, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

Рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования. Причем содержащиеся в нем нормы применяются к отношениям, возникшим из договоров обязательного страхования, заключенных после дня вступления его в силу.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов коррупциогенные факторы не выявлены.

С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».