Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (проект № 185935–7)

Рассмотрев принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 июня 2017 года Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Закон), комитет отмечает следующее.

Рассматриваемый Закон подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за 4 месяца 2017 года, а также на основе уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2017 году и ожидаемого исполнения федерального бюджета в 2017 году.

Закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (далее – Федеральный закон № 415-ФЗ) только в части показателей, утвержденных на 2017 год (показатели на плановый период 2018 и 2019 годов не изменяются), в связи с позитивными тенденциями в российской экономике, а также благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой.

Корректировка макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год обусловлена изменением исходных условий формирования прогноза на 2017 год, в том числе:

повышением уровня ожидаемой цены на нефть марки «Юралс» с 40 до 45,6 долларов США за баррель или на 14% (при существующей вероятности снижения цен до 40 долларов США за баррель к концу текущего года вследствие сохранения коммерческих запасов нефти в США на исторических максимумах, а также наращивание добычи американской сланцевой нефти). Цена на нефть марки «Юралс» в течение 5 месяцев колебались от 53,06 долларов США за баррель в январе 2017 года до 48,86 долларов США в июне 2017 года, т. е. была выше цены на нефть, заложенной в расчетах к изменениям бюджетных проектировок;

увеличением ожидаемой среднеконтрактной цены на газ (включая страны СНГ) с 158,7 до 172,3 доллара США за 1 тыс. м3 (на 8,6 %);

пересмотром прогноза курса рубля в сторону укрепления: среднегодовой курс национальной валюты в 2017 году составит 64,2 рублей за доллар США против 67,5 рублей за доллар США.

Одновременно прогнозируется дальнейшее замедление роста цен с текущих значений — 4,1% г/г в апреле. Ожидается снижение инфляции по сравнению с прогнозируемым показателем до 3,8% (на 0,2 процентных пункта).

Вместе с тем комитет отмечает, что ситуация на продовольственном рынке и сохраняющаяся волатильность российского рубля в связи с его зависимостью от цены на нефть создают определенные риски несохранения устойчиво низкой инфляции.

По прогнозу Минэкономразвития России рост ВВП по итогам 2017 года прогнозируется на уровне 2%, что значительно выше оценок, сделанных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации при формировании Федерального закона № 415-ФЗ.

Комитет отмечает наличие рисков достижения прогнозируемого темпа роста ВВП из‑за возможного снижения мировых цен на нефть при консервации структуры российской экономики.

Номинальный объем ВВП на 2017 год прогнозируется в размере 92,2 трлн. рублей, что на 5,4 трлн. рублей или на 6,2% выше показателя, установленного в Федеральном законе № 415-ФЗ.

Дефицит федерального бюджета в 2017 году сократится на 829,4 млрд. рублей (или на 30,1%) и составит 1,9 трлн. рублей. По отношению к ВВП дефицит составит 2,1%, что на 1,1% ниже уровня, утвержденного Федеральным законом № 415-ФЗ.

Ненефтегазовый дефицит составит 7,7 трлн. рублей или 8,3% к ВВП, что на 0,6% ниже уровня, предусмотренного Федеральным законом № 415-ФЗ, и ниже уровня за последние пять лет.

Объем источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2017 год снижается на 829,4 млрд. рублей до 1,9 трлн. рублей, в том числе снижаются:

источники внутреннего финансирования дефицита на 736,8 млрд. рублей до 2,2 трлн. рублей;

источники внешнего финансирования дефицита на 92,6 млрд. рублей до (-) 295,5 млрд. рублей.

Изменения в приложении 48 к Федеральному закону № 415-ФЗ предусматривают уменьшение использования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (ФНБ) на 91,1 млрд. рублей и 4,7 млрд. рублей соответственно, при увеличении остатков на счетах по учету средств федерального бюджета на 616,2 млрд. рублей, в том числе зачисление на счет дополнительных нефтегазовых доходов в иностранной валюте в объеме 623,61 млрд. рублей млрд. рублей, сформированных в результате проведения с февраля 2017 года операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в объеме дополнительных нефтегазовых доходов, обусловленных отклонением фактической цены на нефть марки «Юралс» от уровня 40 долл. США за баррель. Указанные средства подлежат перечислению в 2018 году в Резервный фонд.

 

Без перечисления указанных остатков объем Резервного фонда на конец текущего года будет полностью исчерпан, а объем средств ФНБ составит 4,1 трлн. рублей, на 42,6 млрд. рублей меньше, чем по прогнозу к Федеральному закону № 415-ФЗ.

Комитет отмечает, что уменьшение возможностей использования средств фондов в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета приведет к увеличению объема государственных заимствований на внутреннем рынке, росту государственного долга и расходов на его обслуживание.

Также следует отметить, что рассматриваемым Законом вносится норма, предоставляющая право Правительству Российской Федерации использовать средства Фонда национального благосостояния в размере до 200,0 млрд. рублей на обеспечение сбалансированности федерального бюджета в 2017 году. Комитет отмечает, что использование средств Фонда национального благосостояния на указанные цели не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Объем государственного долга Российской Федерации сокращается на 1,2 трлн. рублей до 12,7 трлн. рублей (или на 8,8%).

При этом верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации предлагается уменьшить на 1,1 трлн. рублей до 9,2 трлн. рублей, а верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации предлагается уменьшить на 1,8 млрд. долл. США до 51,8 млрд. долл. США и увеличить на 0,2 млрд. евро до 48,9 млрд. евро.

Рассматриваемым Законом сокращены бюджетные ассигнования на обслуживание только государственного внешнего долга Российской Федерации на 8,7 млрд. рублей (или на 5,0 %) до 166,5 млрд. рублей, исходя из прогнозируемых курсов валют. Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации сохранены в объеме 553,5 млрд. рублей.

 

В соответствии с рассматриваемым Законом общий объем доходов федерального бюджета составит 14,7 трлн. рублей, что на 1,2 трлн. рублей или на 8,8% больше первоначально запланированного объема. При этом увеличение нефтегазовых доходов составит 719,4 млрд. рублей (или 14,2%) и ненефтегазовых доходов – 471,9 млрд. рублей (5,6%).

По отношению к ВВП доля доходов увеличивается на 0,4% и составит 15,9% к ВВП, при этом доля ненефтегазовых доходов к ВВП снижается на 0,1%, а нефтегазовых увеличивается – на 0,5%.

Динамика роста доходов федерального бюджета показывает сохраняющуюся зависимость федерального бюджета от цен на энергоносители.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту ожидается по итогам года рост доходов федерального бюджета на 9,1% по сравнению с уровнем 2016 года, в том числе на 19,1% могут увеличиться нефтегазовые доходы при росте ненефтегазовых на 3,5 процента.

Дополнительные нефтегазовые доходы в объеме 719,4 млрд. рублей планируется использовать:

для направления на счет по зачислению дополнительных нефтегазовых доходов в иностранной валюте, сформированных в результате проведения с февраля 2017 года операций по покупке иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в объеме 623,61 млрд. рублей. В 2018 году указанные средства будут перечислены в Резервный фонд;

для направления на уменьшение объема использования Резервного фонда и ФНБ в объеме 95,8 млрд. рублей.

Увеличение нефтегазовых доходов связано с ростом прогнозируемой цены на нефть марки «Юралс» до 45,6 долларов США за баррель и на газ природный до 182,6 долларов США за тыс. куб.м. для дальнего зарубежья, при снижении курса доллара США по отношению к рублю до 64,2 руб./доллар США.

Увеличение ненефтегазовых доходов связано с ростом облагаемых объемов подакцизной продукции, увеличением прибыли прибыльных организаций и ростом НДС в результате роста экономики.

Увеличение поступлений по сравнению с первоначально прогнозируемыми значениями, учтенными в Федеральном законе № 415-ФЗ, планируется по следующим доходам:

по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья — на 494,9 млрд. рублей или на 15,1%;

по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации — на 60,6 млрд. рублей или на 2,1%;

от взимания вывозных таможенных пошлин, относящихся к нефтегазовым доходам (нефть сырая, газ природный, товары, выработанные из нефти), — на 224,5 млрд. рублей или на 12,7%;

по налогу прибыль организаций — на 58,8 млрд. рублей или на 9,8%;

от уплаты акцизов по подакцизным товарам (продукции):

— производимым на территории Российской Федерации — на 135,7 млрд. рублей или на 16,8% (в том числе за счет роста объемов реализации алкогольной продукции, дизельного топлива, табачной продукции);

— ввозимым на территорию Российской Федерации – на 3,5 млрд. рублей или на 5,6%;

по государственной пошлине – 5,2 млрд. рублей или на 6,7%;

по таможенным сборам — на 1,6 млрд. рублей или на 9,2%;

по регулярным платежам за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) — на 2,9 млрд. рублей или на 16,3%;

по налогу на добычу прочих полезных ископаемых и налогу на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации — на 2,1 млрд. рублей или на 6,0%;

от взимания ввозных таможенных — на 23,5 млрд. рублей или на 4,5%:

по таможенным пошлинам, налогам, уплачиваемым физическими лицами по единым ставкам таможенных пошлин, налогов или в виде совокупного таможенного платежа — на 0,7 млрд. рублей или на 12%;

по платежам при пользовании природными ресурсами — на 20,4 млрд. рублей или на 8,4%;

от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства — на 59,6 млрд. рублей или на 55,9%;

от компенсации затрат федерального бюджета – на 61,2 млрд. рублей или в 7,8 раза;

от выпуска материальных ценностей из государственного резерва – 29,0 млрд. рублей или в 2,0 раза;

по утилизационному сбору – на 28,4 млрд. рублей или на 18,6%.

По некоторым доходным источникам федерального бюджета прогнозируется снижение поступлений доходов. В частности, снижен прогноз поступления следующих доходов:

за счет снижения поступлений процентов по государственным кредитам (непоступление платежей от иностранных заемщиков) — на 11,7 млрд. рублей или на 23,2%;,доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий, в связи с уточнением объемов чистой прибыли предприятий по итогам 2016 года — на 3,3 млрд. рублей или на 38,1%;

водного налога — на 0,07 млрд. рублей или на 3,0%;

экологического сбора – на 5,5 млрд. рублей или на 84,7%;

от управления средствами Фонда национального благосостояния (уменьшение прогнозной доходности размещения средств ФНБ на счетах в Банке России в долларах США и евро, вызванное снижением котировок государственных ценных бумаг правительств США и стран ЕС) – на 2,8 млрд. рублей или на 4,8%.

Следует отметить, что Счетной палатой Российской Федерации (далее – Счетная палата) отмечается снижение показателей уровня собираемости по налогу на прибыль организаций и по налогу на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, с 100 % до 97,5 % и с 96 % до 94,5 % соответственно при отсутствии обоснований указанного снижения.

По оценке Счетной палаты, проведенной на основе расчета налога на прибыль организаций и НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, представленного в составе материалов к законопроекту, снижение уровня собираемости оценивается в общей сумме 60,3 млрд. рублей.

Дополнительные ненефтегазовые доходы в объеме 471,9 млрд. рублей предлагается направить:

на изменение расходов федерального бюджета в объеме 361,8 млрд. рублей;

на замещение выпадающих источников финансирования дефицита федерального бюджета в объеме 110,1 млрд. рублей.

Объем расходов федерального бюджета на 2017 год предлагается утвердить в размере 16 602,6 млрд. рублей, что на 361,8 млрд. рублей или на 2,2%, больше объема, утвержденного Федеральным законом № 415-ФЗ. При этом доля расходов в ВВП сокращается с 18,7% до 18,0%.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что в целом рост расходов федерального бюджета на 2017 год складывается за счет увеличения расходов на реализацию отдельных направлений на 386,7 млрд. рублей и сокращения расходов по иным направлениям на 24,8 млрд. рублей. При этом учитывалось перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год по предложениям ответственных исполнителей (исполнителей) государственных программ Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета на сумму 71,6 млрд. рублей.

В соответствии с приложением 151 (открытая часть) расходы федерального бюджета увеличены на 191,6 млрд. рублей или на 1,4%.

В рамках рассматриваемого Закона не было предложено изменений в приоритетах расходования бюджетных средств, вследствие чего структура расходов открытой части федерального бюджета практически не изменилась.

Исполнение расходов федерального бюджета за январь – апрель 2017 года составило 31,5 % показателя сводной бюджетной росписи.

Крайне низкий уровень исполнения (менее 20%) отмечен по двум разделам:

«Физическая культура и спорт» — 15,8%;

«Жилищно-коммунальное хозяйство» — 19,6%.

Первоначально объем расходов, предусмотренных на реализацию госпрограмм, предлагалось увеличить на 96,5 млрд. рублей (или на 1,2 %) годовых бюджетных ассигнований. Поправками ко второму чтению законопроекта они увеличены на 101,2 млрд. рублей (или на 1,3%).

Кассовое исполнение расходов на реализацию государственных программ составило на 1 мая 2017 года 2 362,8 млрд. рублей (или 28,8%) показателя сводной росписи (открытая часть).

Комитет обращает внимание на крайне низкий уровень исполнения по двум программа регионального развития:

«Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» — 3,3%;

«Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя на период до 2020 года» – 11,0%.

Также следует отметить низкий уровень исполнения расходов по отдельным программам, реализация которых направлена на развитие промышленного потенциала Российской Федерации.

Так, например, исполнение расходов ниже 12% составило по следующим программам:

«Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы» — 11,6;

«Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 – 2025 годы» — 11,7%;

«Развитие атомного энергопромышленного комплекса» — 9,9%.

Изменения объемов расходов (открытой части) предусматриваются по всем 14 разделам классификации расходов, при этом увеличение законодательно утвержденных бюджетных ассигнований – по 12 разделам (на 200,4 млрд. рублей), сокращение – по двум разделам (на 8,8 млрд. рублей).

Уменьшение расходов по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» (подраздел «Обслуживание государственного внешнего долга») – на 8,7 млрд. рублей (или на 1,2 %) по сравнению с законодательно установленным показателем связано с уточнением прогноза валютных курсов.

Расходы по разделу «Общегосударственные расходы» предлагается увеличить на 50,1 млрд. рублей (или на 4,4%) по сравнению с Федеральным законом № 415-ФЗ, в том числе:

 на реализацию Соглашения с Республикой Беларусь от 13 апреля 2017 года в сумме 24,9 млрд. рублей;

 на восстановление средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, выделенных в текущем году по решениям правительства Российской Федерации, — 11,3 млрд. рублей;

на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, — 2,7 млрд. рублей.

В рамках реализации государственной программы «Юстиция» предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на:

оплату коммунальных услуг ФСИН России и ФССП России, обеспечение топливом и горюче-смазочными материалами ФСИН России в целях недопущения образования кредиторской задолженности в объеме 6,4 млрд. рублей;

оплату труда ФСИН России в связи увеличением минимального размера оплаты труда в сумме 1,7 млрд. рублей.

Увеличение по разделу «Национальная экономика» на 66,4 млрд. рублей (или на 3,2%) обусловлено, в том числе, увеличением объема бюджетных ассигнований государственной программы «Космическая деятельность России на 2013 – 2020 годы» на реализацию:

 федеральной целевой программы «Развитие космодромов на период 2017 – 2025 годов в обеспечение космической деятельности Российской Федерации» в целях соблюдения сроков строительства объектов космодрома «Восточный» — 7,8 млрд. рублей;

мероприятий по поддержанию потенциала космодрома Байконур до ввода в эксплуатацию основных объектов космодрома «Восточный» — 2,2 млрд. рублей.

Также предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы в 2017 году в размере 9,1 млрд. рублей, в рамках которой увеличены расходы на стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе на 6,3 млрд. рублей, из которых 4,1 млрд. рублей будут направлены на предоставление льготных инвестиционных кредитов в целях увеличения инвестиционной активности в агропромышленном комплексе.

Кроме этого, в целях сохранения темпов роста аграрного производства, стабилизации работы АО «Россельхозбанк» в рамках исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 апреля 2015 года № Пр-814 рассматриваемым Законом предусматривается 25,0 млрд. рублей на взнос в уставный капитал акционерного общества «Россельхозбанк».

Также были предусмотрены бюджетные ассигнования на взнос в уставный капитал Российского национального коммерческого банка (ПАО), Республика Крым, г. Симферополь — 5,0 млрд. рублей.

В целях повышения доступности воздушных перевозок населения, в том числе в части развития региональных и внутрирегиональных перевозок, были выделены бюджетные средства в объеме 5,3 млрд. рублей на взнос в уставный капитал публичного акционерного общества «Государственная транспортная лизинговая компания», г. Салехард, Ямало-Ненецкий автономный округ, для пополнения парка воздушных судов российских авиакомпаний.

Для реализации долгосрочного плана комплексного социально-экономического развития г. Комсомольска-на-Амуре в рамках второго чтения были предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 1,3 млрд. рублей.

Расходы по разделу «Образование» были увеличены на 3,1 млрд. рублей (или на 0,5%). Предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на проектирование, строительство и реконструкцию объектов Международного детского центра «Артек» (Республика Крым) в целях ускорения сроков ввода объектов детского лагеря «Солнечный»в объеме 2,2 млрд. рублей.

Также предусмотрены средства на субсидии по внедрению в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы в объеме 0,3 млрд. рублей.

Раздел «Здравоохранение» предлагается увеличить на 1,9 млрд. рублей (или на 0,5%). Более 1,5 млрд. рублей предусмотрено на строительство, проведение капитального ремонта, реконструкцию и техническое оснащение федеральных бюджетных и автономных учреждений, из которых 0,2 млрд. рублей предлагается предоставить ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Н.Н. Приорова» Минздрава России на замену оборудования, срок эксплуатации которого превышает 10 лет.

При этом Счетная палата отмечает, что Правительством Российской Федерации не представлены обоснования по расходам на проведение капитального ремонта недвижимого и особо ценного движимого имущества для 5 федеральных бюджетных и автономных учреждений – в сумме 0,5 млрд. рублей.

Расходы по разделу «Социальная политика» увеличены на 6,0 млрд. рублей (или на 0,1%), что в основном обусловлено необходимостью увеличения финансирования развития пенсионной системы. Предлагается по направлению «Развитие пенсионной системы» дополнительно направить ассигнования в объеме 11,5 млрд. рублей на выплату пенсий гражданам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, пенсионное обеспечение которых осуществляется МВД России, в связи с увеличением численности указанной категории пенсионеров.

Увеличиваются расходы на выдачу воинских перевозочных документов пенсионерам и членам их семей для проезда к месту лечения или проведения отдыха на безвозмездной основе на 1,0 млрд. рублей.

В связи с необходимостью уплаты с 1 января 2017 года налога на добавленную стоимость на сырье и материалы для изготовления протезов и ортезов, увеличены бюджетные ассигнования на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, на 1,2 млрд. рублей.

Предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на 0,03 млрд. рублей на финансирование Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» на реализацию мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов по зрению и подготовке собак-проводников для них.

Также увеличиваются расходы по трем другим разделам социальной сферы: по разделу «Культура, кинематография» — на 2,7%, по разделу «Физическая культура и спорт» — на 3,7%, по разделу «Средства массовой информации» — на 3,5%.

Предлагается увеличить субсидии на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров, а также на поддержку отрасли культуры на 0,2 и 0,3 млрд. рублей соответственно.

 

За счет увеличения расходов в рамках подпрограммы «Наследие» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 – 2020 годы предлагается увеличить на 0,1 млрд. рублей расходы на сохранение объектов культурного наследия города Гороховца Владимирской области.

Несмотря на увеличение расходов федерального бюджета в 2017 году на социальную сферу (социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физическую культуру и спорт) данные расходы остаются на крайне низком уровне и их доля по отношению к ВВП снижается.

Наибольший прирост бюджетных ассигнований предусматривается по разделу «Охрана окружающей среды» — на 18,8 млрд. рублей (или на 24,5%), что обусловлено выделением бюджетных ассигнований в рамках данного раздела на субсидии российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5.

Рассматриваемым Законом не была представлена информация об изменениях Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). В материалах к законопроекту были представлены данные только по 5 объектам капитального строительства, вновь включаемым в ФАИП, на общую сумму 1,7 млрд. рублей. При этом, по заключению Счетной палаты, по отдельным вновь включаемым объектам отсутствуют данные о правоустанавливающих документах на земельный участок или решениях о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства.

Комитет отмечает, что рассматриваемым Законом предусматриваются отдельные изменения объемов бюджетных ассигнований без учета анализа уровня исполнения расходов.

В ходе второго чтения законопроекта в Государственной Думе были рассмотрены 139 поправок, из которых 56 были одобрены.

Перераспределение средств федерального бюджета во втором чтении произведено с учетом определения приоритетных направлений финансирования. В результате был принят целый ряд поправок, направленных на увеличение финансирования социально значимых расходов.

В частности, в целях смягчения социальных последствий реструктуризации угольной промышленности было принято решение о выделении бюджетных ассигнований в объеме 0,08 млрд. рублей на дополнительные пенсии бывшим шахтерам.

Были выделены бюджетные средства на организацию гастрольной деятельности региональных театров в объеме более 0,2 млрд. рублей.

На погашение задолженности по тушению лесных пожаров в рамках второго чтения были выделены бюджетные средства в объеме 0,3 млрд. рублей.

Было принято решение о выделении 0,4 млрд. рублей на закупку музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств, определенных Министерством культуры Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Государственная Дума в своем постановлении рекомендовала Правительству Российской Федерации вынести на рассмотрение трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений вопрос распределения по субъектам Российской Федерации указанных закупаемых музыкальных инструментов.

Рассматриваемым Законом предусматривается увеличение расходов по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» на 13,9 млрд. рублей за счет увеличения объема дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации, из которых 3,9 млрд. рублей предлагается направить на дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и 10,0 млрд. рублей на дотации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала.

В результате внесенных изменений общий объем дотаций, запланированный для предоставления субъектам Российской Федерации за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала в 2017 году, составит 20,0 млрд. рублей. При этом по состоянию на 1 мая 2017 года финансирование по данным дотациям не осуществлялось, что связано с отсутствием нормативного правового акта Правительства Российской Федерации об их распределении.

В рамках второго чтения законопроекта в Государственной Думе объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов был увеличен на 0,7 млрд. рублей за счет сокращения объема субсидий на компенсацию отдельным категориям граждан оплаты взноса на капительный ремонт в связи с образовавшейся экономией по данным расходам.

Комитет считает необходимым ускорить распределение указанных дотаций между субъектами Российской Федерации трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

Рассматриваемым Законом также предусматривается увеличение объема иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности на 9,9 млрд. рублей, из которых 0,9 млрд. рублей направляется на строительство автомобильных дорог в Крыму, 0,15 млрд. рублей — на финансовое обеспечение дорожной деятельности в целях завершения в 2017 году объектов строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта уникальных искусственных дорожных сооружений Самарской и Пензенской областей, начатых в 2016 году.

При этом Счетной палатой отмечается, что по состоянию на 1 мая 2017 года исполнение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности составило 0,8 млрд. рублей, или 3,7 % показателя сводной росписи.

Кроме этого, в рамках рассматриваемого Закона предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов, в том числе на:

содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса — 3,0 млрд. рублей;

возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса, а также на приобретение техники и оборудования — 2,25 млрд. рублей;

софинансирование реконструкции и строительства спортивно-оздоровительных и спортивно-культурных объектов Карачаево-Черкесской Республики, Республики Алтай и Республики Тыва — 1,5 млрд. рублей;

выплату региональной доплаты к пенсии в связи с установлением в Приморском крае и Еврейской автономной области величины прожиточного минимума пенсионера на 2017 год — 1,0 млрд. рублей;

мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ-1 публичного акционерного общества «Уралкалий», г. Березники, Пермский край, — 0,7 млрд. рублей.

Комитет отмечает, что в рамках рассматриваемого Закона не нашли своего решения вопросы, которые неоднократно поднимались Советом Федерации в последнее время в части межбюджетных отношений.

В ходе рассмотрения проекта рассматриваемого Закона во втором чтении не были поддержаны поправки членов Совета Федерации, предусматривающие увеличение объема бюджетных кредитов до 310 млрд. рублей и межбюджетных трансфертов на общую сумму 64,8 млрд. рублей, в том числе на увеличение объема:

— дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации в размере до 50,0 млрд. рублей;

— субсидий на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях в размере 10,2 млрд. рублей;

— субсидий на софинансирование мероприятий субъектов Российской Федерации по оказанию поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в размере 4,6 млрд. рублей.

В ходе обсуждения указанных поправок в Государственной Думе была достигнута договоренность между депутатами Государственной Думы, членами Совета Федерации о рассмотрении дополнительной поддержки субъектов Российской Федерации при подготовке осенних изменений федерального бюджета на 2017 год и проекта федерального бюджета на следующий трехлетний период, что отражено в постановлении Государственной Думы о принятии Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов“.

Также комитет обращает внимание, что по информации Счетной палаты за январь – апрель 2017 года отмечается увеличение объемов долговых обязательств субъектов Российской Федерации в 26 регионах, в том числе в Республике Ингушетия – на 25,1 %, Республике Дагестан – на 15,9 %, Кабардино-Балкарской Республике – на 13,1%, Республике Алтай – на 9,9 %, Республике Саха (Якутия) – на 8,4 %.

Особенно сложная ситуация сложилась в 16 субъектах Российской Федерации, не выполнивших обязательств, определенных соглашениями о предоставлении из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Ситуация, сложившаяся с исполнением бюджетов отдельных субъектов Российской Федерации, свидетельствует о невозможности ряда регионов обеспечивать выполнение возложенных на них расходных обязательств за счет собственных финансовых ресурсов.

В связи с этим комитет считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации использовать дифференцированный подход при заключении соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации на предоставление бюджетных кредитов, учитывая сложившуюся ситуацию с долговой нагрузкой и их реальные возможности по выполнению условий соответствующих соглашений.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов».