Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (проект № 113191–6)

Комитет, рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», принятый Государственной Думой 20 апреля 2017 года (далее – Федеральный закон), отмечает следующее.

Федеральный закон был внесен Правительством Российской Федерации и в главной степени направлен на повышение результативности внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – обязательный аудит).

Рассматриваемый Федеральный закон вводит в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» отдельную статью 101 «Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляемый уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору», устанавливающую порядок проведения такого контроля.

В частности, предусмотрено, что аудиторская организация, проводящая обязательный аудит, должна уведомить об этом уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору (далее – уполномоченный орган) в течение 20 рабочих дней, следующих за датой заключения договора на проведение такого аудита.

С двух до трех лет изменяется допустимая частота проведения уполномоченным органом плановых проверок аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит. Одновременно устанавливается исчерпывающий перечень оснований для проведения уполномоченным органом внеплановой проверки аудиторской организации, проводящей обязательный аудит.

Рассматриваемый Федеральный закон определяет, что плановая или внеплановая проверка аудиторской организации, проводящей обязательный аудит, не может продолжаться более 40 рабочих дней, а для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, — более 20 рабочих дней. При этом указанный срок может быть продлен уполномоченным органом по установленным основаниям не более чем на 20 рабочих дней.

Устанавливается срок – пять рабочих дней, в течение которого уполномоченный орган обязан проинформировать о результатах проверки саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, проводящая обязательный аудит.

Федеральным законом расширяется перечень случаев, при которых не аннулируется квалификационный аттестат аудитора в отношении должностных лиц уполномоченного органа, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит.

Дополнительно рассматриваемым Федеральным законом уточняется порядок формирования совета по аудиторской деятельности. Также устанавливается порядок информирования уполномоченным органом саморегулируемой организации о выданных в отношении аудиторской организации предписаниях.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений. При этом устанавливается порядок информирования уполномоченного органа аудиторскими организациями о проведении обязательного аудита по договорам, заключенным до вступления в силу рассматриваемого Федерального закона.

В целом реализация Федерального закона будет способствовать совершенствованию регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов коррупциогенные факторы не выявлены.

С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».