Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект № 1258295–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.

По итогам проведенных парламентских слушаний «О параметрах проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» комитет подготовил соответствующие рекомендации. Также внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее – законопроект) был рассмотрен комитетом, подготовленное заключение на него было направлено в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В основу формирования проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, направленного на решение задач роста благополучия граждан и повышения потенциала развития экономики в условиях нормализации бюджетной политики и возврата к стандартным параметрам бюджетных правил, положен базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее – прогноз). Основными его предпосылками являются снижение влияния на экономическую активность распространения коронавирусной инфекции в результате активизации массовой вакцинации, активный восстановительный рост мирового ВВП в 2021–2022 годах с последующим возвратом в 2023–2024 годах данного показателя к его уровню до пандемии, а также сохранение санкционных мер в отношении России.

В соответствии с прогнозом ожидается постепенное снижение цен на нефть с 66,0 долларов США за баррель в среднем в 2021 году до 62,2 долларов, 58,4 долларов и 55,7 долларов США за баррель в среднем в 2022–2024 годах соответственно. При этом, после ожидаемого в 2021 году курса национальной валюты на уровне 73,6 рубля за доллар США и его некоторого укрепления в 2022 и 2023 годах (до 72,1 и 72,7 рубля за доллар США соответственно) ожидается его ослабление до 73,6 рубля за доллар США в 2024 году.

Инфляция в 2022–2024 годах прогнозируется на уровне 4,0% ежегодно, однако с учетом изменения Минэкономразвития России прогноза по инфляции на конец 2021 года с 5,8% до 7,4% комитет отмечает необходимость принятия мер по поддержанию уровня инфляции в соответствии с прогнозом.

После ожидаемого темпа роста ВВП в 2021 году на уровне 4,2% в 2022–2024 годах прогнозируется его ежегодный рост на 3,0% за счет расширения внутреннего потребительского и инвестиционного спроса. Комитет обращает внимание, что основными рисками для реализации прогноза являются инфляция, недостаточные темпы роста доходов населения в целом и заработных плат в том числе, а также объемов инвестиций в основной капитал.

Доходы федерального бюджета определены на 2022 год в размере 25 021,9 млрд рублей, на 2023 и 2024 годы – 25 540,2 млрд рублей и 25 831,8 млрд рублей соответственно. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета сократятся с 19,1% по оценке в 2021 году до 18,8% в 2022 году, 18,0% — в 2023 году и 17,0% в 2024 году.

Общий объем расходов федерального бюджета на 2022 год определен в сумме 23 694,2 млрд рублей, на 2023 год – 25 241,1 млрд рублей, на 2024 год – 26 354,4 млрд рублей. Прогнозируется снижение расходов федерального бюджета по отношению к ВВП с 19,3% по оценке в 2021 году до 17,8% в 2022 и 2023 годах и до 17,4% в 2024 году.

В 2022–2023 годах прогнозируется профицит федерального бюджета в объеме 1 327,7 млрд рублей и 299,1 млрд рублей, или 1,0% и 0,2% ВВП соответственно, а в 2024 году ожидается его дефицит в объеме 522,7 млрд рублей (0,3% ВВП). Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2022–2024 годах будут государственные внутренние заимствования Российской Федерации.

Объем государственного долга Российской Федерации прогнозируется с увеличением: по итогам 2022 года объем государственного долга Российской Федерации в размере 25 925,7 млрд рублей (19,4% ВВП), по итогам 2023 года – 28 765,1 млрд рублей (20,3% ВВП) и по итогам 2024 года – 31 939,7 млрд рублей (21,1% ВВП).

В ходе рассмотрения законопроекта во втором чтении в Государственной Думе было принято 589 поправок, предусматривающих перераспределение бюджетных ассигнований в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении: 691,4 млрд рублей в 2022 году, 706,5 млрд рублей в 2023 году и 849,0 млрд рублей в 2024 году, без учета поправок, связанных с увеличением минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума и индексации пенсий на уровень выше уровня инфляции.

В результате перераспределения расходов (приложение 14) между разделами, подразделами классификации расходов во втором чтении внесены изменения по сравнению с показателями, установленными законопроектом, в объемы финансирования по всем разделам, за исключением раздела «Обслуживание государственного (муниципального долга)».

По разделам расходов, направленных на развитие человеческого капитала, предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований по всем годам трехлетнего периода.

Наибольшее увеличение расходов предусматривается по разделам «Культура, кинематография» (в 2022 году – на 15,1%, в 2023 году – на 21,1%, в 2024 году – на 24,6%), «Физическая культура и спорт» (в 2022 году – на 8,4%, в 2023 году – на 12,9%, в 2024 году – на 9,5%), «Образование» (в 2022 году – на 2,3%, в 2023 году – на 3,9%, в 2024 году – на 4,2%), «Здравоохранение» (в 2022 году – на 2,2%, в 2023 году – на 3,6%, в 2024 году – на 2,8%).

Также увеличены расходы по разделам «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» (в 2022 году – на 1,1%, в 2023 году – на 4,9%, в 2024 году – на 10,2%), «Охрана окружающей среды» (в 2022 году – на 0,5%, в 2023 году – на 0,4%, в 2024 году – на 1,0%), «Средства массовой информации» (на 0,2% — ежегодно), «Социальная политика» (на 0,1% — ежегодно).

Расходы по разделу «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» увеличиваются в 2022 году на 2,1%, в 2023 году – на 0,2%, а в 2024 году они практически остаются без изменений.

По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусматривается снижение расходов в 2022–2023 годах на 0,5% и 1,7% соответственно и увеличение расходов в 2024 году на 2,4%.

По итогам второго чтения законопроекта сокращаются бюджетные ассигнования по трем разделам классификации расходов по всем годам «бюджетной трехлетки». Сокращены расходы по разделам «Общегосударственные расходы» (в 2022 году — на 1,0%, в 2023 году – на 2,1%, в 2024 году – на 2,2%), «Национальная оборона» (в 2022 году — на 0,7%, в 2023 году – на 6,1%, в 2024 году – на 12,3%), «Национальная экономика» (в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году – на 2,5%, в 2024 году – на 3,0%).

Поправками Президента Российской Федерации предусмотрено увеличение на 8,6% в 2022 году величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации на душу населения до 12 654 рублей, для трудоспособного населения — до 13 793 рублей, пенсионеров – до 10 882 рублей, детей – до 12 274 рублей. Минимальный размер оплаты труда также увеличен на 8,6% — до 13 890 рублей. При этом на 2022 год зарезервированы средства в объеме до 9,2 млрд рублей на финансовое обеспечение отдельных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также осуществления региональной социальной доплаты к пенсии.

Поправками сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на:

— организацию профессионального обучения, содействие занятости и карьерное сопровождение молодежи в объеме 3,0 млрд рублей в 2022 году;

— обеспечение ВИЧ-инфицированных лиц антивирусными лекарственными препаратами в объеме 2,3 млрд рублей ежегодно;

— заготовку, хранение, транспортировку донорской крови в объеме около 0,4 млрд рублей ежегодно;

— систему долговременного ухода за пожилыми гражданами и инвалидами в объеме 0,5 млрд рублей ежегодно;

— обеспечение жильем инвалидов в 2022 году в объеме 2,2 млрд рублей, в 2023 году — 2,1 млрд рублей и в 2024 году — 2,5 млрд рублей;

— оказание универсальных услуг связи в населенных пунктах с численностью населения от 100 до 500 человек в 2022 году в объеме 7,4 млрд рублей;

— субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок граждан, зарегистрированных на территории Дальневосточного федерального округа, в объеме 1,5 млрд рублей ежегодно;

— финансовое обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и местного значения в объеме 20,0 млрд рублей ежегодно;

— капитальный ремонт общежитий ВУЗов в объеме 3,0 млрд рублей ежегодно;

— государственную поддержку общественных и иных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем, развитие гражданского общества и патриотического воспитания, в объеме по 0,6 млрд рублей ежегодно;

— оснащение объектов спортивной инфраструктуры оборудованием для создания физкультурно-оздоровительных комплексов открытого типа на сельских территориях в объеме 0,4 млрд рублей ежегодно;

— реализацию проектов комплексного развития сельских территорий в целях строительства и реконструкции социально значимых объектов на селе в 2022 году в объеме 4,5 млрд рублей.

Также принята поправка о переносе с 2023 года на 2021 год бюджетных ассигнований в размере 6,9 млрд рублей в целях ускорения переселения граждан из жилья, признанного непригодным для проживания. Дополнительно поправками выделены средства на развитие и сопровождение Единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» за счет ранее зарезервированных ассигнований в объеме 106,2 млн рублей в 2022 году, 85,7 млн рублей в 2023 году и 139,1 млн рублей в 2024 году.

Поправками Правительства Российской Федерации предусмотрено распределение бюджетных ассигнований, зарезервированных на реализацию инициатив социально-экономического развития Российской Федерации, в 2022 году в объеме 86,8 млрд рублей, в 2023 году — 124,5 млрд рублей, в 2024 году – 144,2 млрд рублей, а также перераспределение средств на их реализацию с других направлений. Остаток нераспределенного резерва на осуществление мероприятий инициатив социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год составил 37,5 млрд рублей, на 2023 год – 42,0 млрд рублей и на 2024 год – 38,2 млрд рублей.

Отдельный блок поправок связан с перераспределением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию мероприятий национальных проектов (программ), в целях приведения показателей федерального бюджета в соответствие с решениями, принятыми органами управления проектной деятельностью. Наибольшие изменения в 2022 году предусмотрены по следующим национальным проектам: «Здравоохранение» (+5,9 млрд рублей), «Демография» (+2,1 млрд рублей), «Экология» (+1,5 млрд рублей), «Наука и университеты» (+1,0 млрд рублей), «Жилье и городская среда» (-8,0 млрд рублей), «Цифровая экономика Российской Федерации» (-15,6 млрд рублей) и «Безопасные качественные дороги» (-30,8 млрд рублей). Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов составит в 2022 году 2 794,1 млрд рублей, в 2023 году 2 929,9 млрд рублей, в 2024 году 3 066,9 млрд рублей, что в 2022 и 2023 годах ниже уровня, определенного законопроектом, на 42,2 млрд рублей и на 36,2 млрд рублей, а в 2024 году выше соответствующего уровня на 4,9 млрд рублей.

Совокупные расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации в ходе второго чтения выросли по годам на 173,3 млрд рублей, на 301,5 млрд рублей и на 448,4 млрд рублей, составив в 2022 году 18 766,3 млрд рублей, в 2023 году 19 364,7 млрд рублей и в 2024 году 19 849,1 млрд рублей.

Также во втором чтении были внесены изменения, связанные с уточнением отражения расходов федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов.

Кроме того, были одобрены поправки, направленные на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в целях перераспределения бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета.

Так, дополнительно проиндексированы денежное довольствие военнослужащих (по поручению Президента Российской Федерации): в 2022 году – на 13,5 млрд рублей, в 2023 году – на 98,4 млрд рублей, в 2024 году – на 239,0 млрд рублей, а также публичные нормативные обязательства и приравненные к ним обязательства в связи с уточнением ожидаемого уровня инфляции в 2021 году с 5,8% до 7,4% — на 2,9 млрд рублей в 2022 году, на 6,0 млрд рублей в 2023 году и на 5,0 млрд рублей в 2024 году.

Также поправками, в том числе, предусмотрены бюджетные ассигнования на следующие объекты и направления:

— обеспечение отдыха и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, – в объеме 0,5 млрд рублей ежегодно;

— реализацию программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации – в объеме 0,5 млрд рублей ежегодно;

— строительство многопрофильной областной детской клинической больницы в г. Курске – в объеме 1,5 млрд рублей в 2022 году, 2,3 млрд рублей в 2023 году и 3,2 млрд рублей в 2024 году;

— сохранение объекта культурного наследия федерального значения «Северо-Кавказская государственная филармония им. В.И. Сафонова» – в объеме 1,0 млрд рублей ежегодно.

Значительная часть поправок касается межбюджетных трансфертов. Соответствующие поправки были предварительно рассмотрены комитетом.

Так, в ходе второго чтения были распределены межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации, не распределенные внесенным в Государственную Думу законопроектом. В этой связи приложение 33 к Федеральному закону дополнено соответствующими таблицами.

Принятые во втором чтении поправки в части распределения межбюджетных отношений предусматривают уточнение:

— объемов распределяемых между субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований;

— состава субъектов Российской Федерации, по которым производится распределение;

— распределения бюджетных ассигнований по годам бюджетного цикла.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации составляет 758,6 млрд рублей на 2022 год (+5,6% к законодательно установленному на 2022 год объему), 771,3 млрд рублей на 2023 год (+5,5% к законодательно установленному на 2023 год объему) и 790,9 млрд рублей на 2024 год (+2,5% к 2023 году). Распределение указанных дотаций на 2022–2024 годы одобрено трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

Объем дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели бюджетам субъектов Российской Федерации составит 90,0 млрд рублей ежегодно. Распределение указанных дотаций осуществлено трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений только на 2022 год.

Комитет отмечает необходимость отдельно рассмотреть возможность увеличения в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом ожидаемого роста указанных расходов и увеличения минимального размера оплаты труда.

Следует отметить, что из получателей данной дотации был исключен 1 регион (Белгородская область) и возвращены в список получателей 3 региона (Ярославская и Нижегородская области, Ненецкий автономный округ).

В этой связи трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений при рассмотрении межбюджетных трансфертов, распределение которых сформировано в рамках поправок ко второму чтению законопроекта, поручено Минфину России в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году рассмотреть вопрос внесения изменений в методику распределения указанных дотаций в части возможности их предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации, показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности которых превышает среднероссийский показатель.

Комитет также считает необходимым предусмотреть после года достижения субъектом Российской Федерации среднероссийского уровня расчетной бюджетной обеспеченности механизм проведения постепенного снижения объемов данной дотации в течение трех лет по аналогии с дотацией на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Федеральным законом на 2022 год предусмотрено предоставление 12 дотаций в общем объеме 957,4 млрд рублей, из которых по субъектам Российской Федерации распределено 8 дотаций в объеме 893,0 млрд рублей (или 93,3% от общего объема дотаций). Не распределены 4 дотации, а именно: на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в 2022 году в объеме 8,5 млрд рублей, дотации в целях частичной компенсации выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения инвестиционного налогового вычета в объеме 5,0 млрд рублей, дотации на премирование победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» в объеме 1,0 млрд рублей и дотации (гранты) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов в объеме 50,0 млрд рублей, которые будут распределяться в течение 2022 года.

Общий объем дотаций на 2023 и 2024 годы составляет соответственно 970,6 млрд рублей и 990,1 млрд рублей, из которых распределено 81,4% в 2023 году и 81,6% в 2024 году.

Во втором чтении увеличен объем субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации и (или) софинансирование мероприятий, не относящихся к капитальным вложениям в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов, который составит в 2022 году 8,0 млрд рублей, в 2023 году 6,2 млрд рублей и в 2024 году 4,95 млрд рублей, что выше по сравнению с внесенным законопроектом на 2,1 млрд рублей, на 1,7 млрд рублей и на 1,7 млрд рублей соответственно.

Установлены и распределены по субъектам Российской Федерации:

— субсидии на реализацию программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, в объеме 0,5 млрд рублей ежегодно;

— субсидии на обеспечение отдыха и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне Российской Федерации, в объеме 0,5 млрд рублей ежегодно.

Поправками субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение комплексного развития сельских территорий увеличены на 2022 год почти на 4,5 млрд рублей (до 20,4 млрд рублей). Также произведено распределение указанных субсидий на 2022–2024 годы.

Общий объем субсидий составит в 2022 году 1 398,9 млрд рублей, в 2023 году 1 534,1 млрд рублей и в 2024 году 1 684,3 млрд рублей. Определенные во втором чтении объемы ниже значений законопроекта на 45,4 млрд рублей в 2022 году, на 37,1 млрд рублей в 2023 году и на 56,5 млрд рублей в 2024 году.

При этом в 2022 году распределено 1 396,5 млрд рублей, или 99,8% от общего объема субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

Во втором чтении законопроекта были приняты поправки, предусматривающие корректировку объемов субвенций и их распределение. Общий объем субвенций составляет в 2022 году 451,2 млрд рублей, в 2023 году 466,0 млрд рублей и в 2024 году 552,1 млрд рублей, что выше значений законопроекта на 2,5 млрд рублей в 2022 и 2024 годах и на 2,1 млрд рублей в 2023 году.

В Федеральном законе предусмотрено существенное увеличение объема субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов до 4,2 млрд рублей в 2022 году и до 3,9 млрд рублей и 4,3 млрд рублей в 2023 и 2024 годах соответственно.

Уточнено распределение между регионами субвенций на формирование запаса лесных семян для лесовосстановления, распределены субвенции на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений и на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров на 2022–2024 годы.

Трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений при рассмотрении межбюджетных трансфертов, распределение которых сформировано в рамках поправок ко второму чтению законопроекта, поручено Минприроды России совместно с профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации проработать в 2022 году вопросы внесения изменений в методики распределения между регионами субвенций на осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений и субвенций на увеличение площади лесовосстановления.

На 2022 год распределены все субвенции.

Кроме этого, в рамках второго чтения законопроекта были приняты решения в части предоставления и распределения ряда иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.

Предусмотрено увеличение объема иных межбюджетных трансфертов на финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения в 2022–2023 годах на 50,0 млрд рублей ежегодно, на реализацию в 2022 году мероприятий планов социального развития центров экономического роста субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа на 14,6 млрд рублей, на софинансирование в 2022 году расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ развития промышленности, на 2,7 млрд рублей.

Трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений также обсуждалась возможность в ходе исполнения федерального бюджета в 2022 году предоставления субъектам Российской Федерации финансовой помощи на развитие внутрирегиональных пассажирских перевозок, а также приоритетного финансирования строительства социально значимых объектов здравоохранения и образования, в отношении которых имеется необходимая проектная документация и решения Правительства Российской Федерации, в том числе в рамках государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий».

Общий объем иных межбюджетных трансфертов в 2022 году составит 421,2 млрд рублей, в 2023 году — 381,5 млрд рублей и в 2024 году — 109,1 млрд рублей, что выше показателей законопроекта на 70,4 млрд рублей, на 49,7 млрд рублей и на 2,3 млрд рублей по годам соответственно.

На 2022 год распределено 347,5 млрд рублей иных межбюджетных трансфертов, или 82,5% от их общего объема. Нераспределенными остались 10 из 65 иных межбюджетных трансфертов.

Объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации составит в 2022 году 3 228,6 млрд рублей, в 2023 году 3 352,1 млрд рублей и в 2024 году 3 335,6 млрд рублей, что в 2022 и 2023 годах выше значений законопроекта на 27,4 млрд рублей и на 14,6 млрд рублей соответственно, а в 2024 году – ниже на 51,7 млрд рублей.

В целом по результатам второго чтения предусматривается на 2022 год распределение 241 межбюджетного трансферта из 257, или 95,6% от их общего объема, что несколько выше, чем в 2021 году (93,5%). Нераспределенными остались межбюджетные трансферты, которые распределяются на конкурсной основе или предоставляются на компенсацию фактически осуществленных расходов субъектов Российской Федерации.

Распределение основного объема межбюджетных трансфертов Федеральным законом позволит субъектам Российской Федерации до конца текущего года заключить соглашения о предоставлении межбюджетных трансфертов и приступить к работе с начала финансового года. При этом комитет обращает внимание на необходимость продолжения работы по преимущественному распределению межбюджетных трансфертов в рамках федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также на то, что в бюджете вновь, как и ранее, отсутствует мотивация к наращиванию регионами собственной доходной базы.

По мнению комитета, при рассмотрении поправок во втором чтении были приняты решения по наиболее значимым направлениям социально-экономического развития Российской Федерации в пределах общего объема бюджетных ассигнований.

Коррупциогенных факторов в Федеральном законе не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».