Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» (проект № 1258302–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона № 1258295–7 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» в целях обеспечения правовых основ для отсрочки выполнения обязательств государства по восстановлению гарантированных сбережений граждан Российской Федерации, размещенных во вклады в Сберегательном банке Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года (далее — гарантированные сбережения граждан) и создания условий исполнения расходных обязательств Российской Федерации, принимаемых к исполнению федеральным бюджетом на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Федеральным законом приостанавливается до 1 января 2025 года действие Федерального закона от 4 февраля 1999 года № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» (далее — Федеральный закон № 21-ФЗ).

Согласно действующему законодательному механизму базовая стоимость необходимого социального набора лежит в основе определения единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, которое используется для восстановление гарантированных сбережений граждан. При этом восстановление гарантированных сбережений граждан предполагается с учетом покупательной способности денежных средств в 1990 – 1991 годах.

Необходимо отметить, что действие Федерального закона № 21-ФЗ в связи с отсутствием источников финансового обеспечения ежегодно, начиная с 2003 года, приостанавливается.

Согласно информации, содержащейся в пояснительной записке к проекту федерального закона, объем средств, необходимых для погашения целевых долговых обязательств Российской Федерации, в которые переведены гарантированные сбережения граждан, оценивается в 2022 году в 49,7 трлн рублей, в 2023 году в 51,8 трлн рублей, в 2024 году — 53,9 трлн рублей. Финансовые ресурсы, обеспечивающие решение проблемы восстановления гарантированных сбережений граждан Российской Федерации в таком объеме, отсутствуют.

В соответствии с проектом федерального закона № 1258295–7 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на компенсационные выплаты гражданам по вкладам предлагается направлять в 2022 году средства в сумме 2,96 млрд рублей, в 2023 году — 2,80 млрд рублей и в 2024 году — 2,66 млрд рублей.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора».