Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 51.2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1171688–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 512 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 2 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесенный на рассмотрение Государственной Думы депутатом Государственной Думы А.Г. Аксаковым и направлен на совершенствование правового регулирования деятельности инвестиционных товариществ в части введения дополнительных способов организации коллективных инвестиций с участием государства.

Комитет отмечает, что необходимость совершенствования правового регулирования деятельности инвестиционных товариществ обусловлено тем, что форма инвестиционного товарищества на данный момент не получила повсеместного распространения в качестве широко распространенной формы привлечения инвестиционных средств в реализацию инвестиционных проектов, в том числе в инновационной сфере с использованием институтов коллективных инвестиций, включая софинансирование со стороны государства и государственных институтов развития.

Предлагаемые Федеральным законом изменения носят комплексный характер.

Федеральным законом предусматривается возможность создания инвестиционных товариществ с обособленным имуществом при условии, что при заключении договора инвестиционного товарищества с обособленным имуществом управляющим товарищем такого инвестиционного товарищества является акционерное общество «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» или его дочернее или зависимое общество, либо иное лицо, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации. Полагаем, что это позволит при сохранении общего имущества всех участников договора инвестиционного товарищества создавать гибкие инвестиционные товарищества с отдельными (обособленными) портфелями инвестиций, когда состав товарищей и суммы вкладов товарищей в обособленные портфели, доходность обособленных портфелей, распределение рисков обособленных портфелей, а также их инвестиционная стратегия могут отличаться в рамках одного инвестиционного товарищества.

Кроме того, предлагается снятие существующего ограничения в пятьдесят участников по количеству участников договора инвестиционного товарищества, что полагаем, будет актуально для инвестиционного товарищества с обособленным имуществом, где участников может быть существенно больше пятидесяти из‑за разделения общих имуществ и различной инвестиционной стратегии для инвестирования в разные сферы экономики.

Отменяется предельный срок в 15 лет действия договора инвестиционного товарищества с предоставлением возможности заключения такого договора на более длительный срок, устанавливаемый договором инвестиционного товарищества.

Предусматривается возможность оспаривания товарищем-вкладчиком сделок управляющего товарища, заключенных в нарушение условий договора инвестиционного товарищества.

Кроме того, определяется статус организаций, находящихся под контролем Российской Федерации, государственных корпораций и их дочерних и зависимых обществах как квалифицированных инвесторов в отношении паев паевых инвестиционных фондов под управлением акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» или его дочерних управляющих компаний.

Распространяются действующие регуляторные особенности, предусмотренные в отношении акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» и закрытого паевого инвестиционного фонда Российского Фонда Прямых Инвестиций, на дочерние управляющие компании акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» и паевые инвестиционные фонды под их управлением.

Также устанавливается, что отчетность по российским стандартам бухгалтерского учёта акционерного общества «Управляющая компания Российского Фонда Прямых Инвестиций» не подлежит публичному раскрытию в связи с тем, что в отношении данного общества введены меры ограничительного характера со стороны иностранного государства.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая, что реализация положений Федерального закона позволит государству более активно участвовать в современных формах коллективных инвестиций комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 512 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».