Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 964993–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 7 июля 2020 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации и направлен на поддержку предпринимательской деятельности на территории свободной экономической зоны, включающей территории Республики Крым и города Севастополя.

Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя (далее – СЭЗ) была создана 1 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Согласно действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) участники СЭЗ, получившие такой статус через три года после ее создания (то есть после 1 января 2018 года), теряют право на применение пониженных тарифов страховых взносов и должны применять общеустановленные тарифы в отношении выплат, произведенных в пользу своих работников.

Закон вносит изменения в статью 427 Кодекса, которые устанавливают с 1 января 2020 года для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус участника СЭЗ после 1 января 2018 года, пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6% (на обязательное пенсионное страхование — 6,0%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5%, на обязательное медицинское страхование — 0,1%). Закон определяет условия применения указанных тарифов и их предельный срок, который действует до окончания срока существования СЭЗ.

При этом пониженные тарифы страховых взносов применяются участником СЭЗ при условии, если разница между суммой общеустановленных и пониженных тарифов страховых взносов не превышает величину, равную объему осуществленных капитальных вложений, умноженную на коэффициент, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации в зависимости от вида экономической деятельности, осуществляемого участником СЭЗ.

Высшие исполнительные органы государственной власти Республики Крым и города Севастополя направляют в установленные сроки в налоговые органы в электронном виде сведения об осуществленных участниками СЭЗ капитальных вложениях и о согласованных перечнях рабочих мест физических лиц, занятых в реализации инвестиционных проектов в СЭЗ.

При рассмотрении проекта федерального закона в Государственной Думе во втором чтении были внесены в виде поправок изменения в статьи 266, 271 и 272 Кодекса, касающиеся исчисления налога на прибыль организаций.

Согласно Закону расширяется перечень безнадежных долгов в целях налогообложения налогом на прибыль. Теперь к таким безнадежным долгам относятся суммы прекращенных перед налогоплательщиком — кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору при выполнении следующих условий:

кредит предоставлен юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в период с 1 января по 31 декабря 2020 года на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости;

в отношении кредитного договора кредитной организации в 2020 и (или) в 2021 году предоставляется субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Законом устанавливается новый порядок признания процентов по кредитному договору между специализированным застройщиком и уполномоченным банком при долевом строительстве в рамках Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 3 апреля 2020 года № 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа». Согласно этому порядку с 1 января 2020 года соответствующие доходы у банков и расходы у компаний-застройщиков будут признаваться на дату уплаты процентов, предусмотренную кредитным договором или установленную при изменении условий кредитного договора, а также на дату, предусмотренную кредитным договором, если кредит получен в 2020 году и кредитной организацией предоставлялась субсидия по процентной ставке.

Указанные положения действуют в зависимости от условий кредитного договора или договора займа по 31 декабря 2021 года или по 31 декабря 2024 года.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту реализация Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» приведет к выпадающим доходам бюджетов государственных внебюджетных фондов в размере около 3,5 млрд рублей за расчетные периоды 2020–2022 годов (0,3 млрд рублей в отношении применения пониженных тарифов страховых взносов участниками СЭЗ, получившими такой статус в 2018–2019 годах, и 3,2 млрд рублей в отношении применения пониженных тарифов страховых взносов прогнозируемыми участниками СЭЗ, которые получат такой статус после 1 января 2020 года). Указанные выпадающие доходы должны быть компенсированы за счет увеличения межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Закон в целом вступает в силу со дня его официального опубликования. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».