Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федераль¬ного закона «О государственной поддержке предпринимательской деятель¬ности в Арктической зоне Российской Федерации» (№ 895545–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 7 июля 2020 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации в целях создания налоговых условий для стимулирования предпринимательской деятельности, проводимой на территориях Арктической зоны Российской Федерации (далее – Арктическая зона).

Для реализации указанной цели Законом уточняются отдельные положения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В частности, Закон вносит изменения в главу 21 Кодекса, дополняющие перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0% налогом на добавленную стоимость (далее – НДС). Так, в соответствии с Законом, налогообложение по ставке 0% будет осуществляться в отношении работ (услуг), оказываемых морским транспортом по перевозке (транспортировке) товаров на территории Российской Федерации в целях вывоза этих товаров из Российской Федерации, а также услуг ледокольного флота, включающих ледовую разведку ледоколом, прокладку каналов во льду, обеспечение движения судов в проложенных во льду каналов в акватории Северного морского пути. Для подтверждения обоснованности применения указанной ставки Закон устанавливает необходимый для представления в налоговый орган перечень документов.

Изменения вносятся в главу 25 Кодекса, в части установления ставок налога на прибыль организаций и порядка их применения для резидентов Арктической зоны.

Законом определено, что для организаций, получивших статус резидента Арктической зоны в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», налоговая ставка по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0%. Также законами субъектов Российской Федерации для таких организаций может устанавливаться пониженная налоговая ставка по данному налогу, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности в Арктической зоне.

Необходимо отметить, что налоговая ставка указанного налога, подлежащего зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 % при условии установления субъектами Российской Федерации пониженных ставок налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Законом уточняются действующие особенности применения налоговых ставок к налоговой базе по налогу на прибыль организаций, определяемой налогоплательщиками, получившими статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток, а также устанавливаются аналогичные особенности по их применению для налогоплательщиков, имеющих статус резидента Арктической зоны.

Организация — резидент Арктической зоны должна отвечать следующим требованиям:

 — государственная регистрация юридического лица осуществлена в Арктической зоне;

 — не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами Арктической зоны;

 — не применяет специальных налоговых режимов, предусмотренных Кодексом;

 — не является некоммерческой организаций, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, резидентом особой экономической зоны любого типа, а также участником региональных инвестиционных проектов;

 — не осуществляет деятельность по добыче полезных ископаемых, производству сжиженного природного газа, переработке углеводородного сырья в товары, являющиеся продукцией нефтехимии.

Согласно Закону налогоплательщик-резидент вправе применять ко всей налоговой базе по налогу на прибыль организаций установленные налоговые ставки при выполнении следующих условий:

— доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на соответствующей территории, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу;

— ведется раздельный учет доходов, полученных от деятельности, осуществляемой при исполнении соответствующего соглашения, и доходов, полученных от иной деятельности.

Данные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций применяются в течение десяти налоговых периодов резидентами Арктической зоны, начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соответствующего соглашения. Законом установлено, что в случае прекращения статуса резидента Арктической зоны налогоплательщик утрачивает право на применение указанных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций.

Также Законом вносятся изменения в главу 26 Кодекса, устанавливающие возможность применения налогового вычета при добыче отдельных видов полезных ископаемых. Законом определены требования к участкам недр, предельная сумма налогового вычета и срок его действия, в соответствии с которыми, сумма налога, исчисленная при добыче полезных ископаемых на новых участках недр, может быть уменьшена резидентами Арктической зоны. Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2021 года.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту федерального закона реализация новых инвестиционных проектов, связанных с принятием Закона, не потребует расходов федерального бюджета.

Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации».