Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» (проект № 750959–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 декабря 2019 года, комитет отмечает следующее.

Закон направлен на обеспечение централизации средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на казначейских счетах.

Законом вводятся новые понятия «единый казначейский счет», «казначейский счет», «казначейское обслуживание», «временно свободные средства».

Законом предлагается определить основы организации и функционирования системы казначейских платежей, взаимодействия между оператором системы казначейских платежей в лице Федерального казначейства и ее участниками.

Предлагается закрепить основы функционирования единого казначейского счета, открытого в Банке России. С его помощью Федеральное казначейство должно будет обеспечивать расчеты публично-правовых образований и юридических лиц, являющихся прямыми участниками системы казначейских платежей, с контрагентами, находящимися на обслуживании в Банке России и кредитных организациях.

При этом для отражения операций со средствами участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями, сохраняется система лицевых счетов.

Законом предусмотрено совершенствование механизма взаимодействия Федерального казначейства и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В частности, указанные функции осуществляются Федеральным казначейством на основании обращений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций), органов управления государственными внебюджетными фондами.

Также Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) дополнен новой статьей, регламентирующей основы казначейской отчетности по операциям в системе казначейских платежей.

Законом предлагается распространить на государственные внебюджетные фонды Российской Федерации положения статьи Бюджетного кодекса об исполнении судебных актов, предусматривающие обращение взыскания на средства федерального бюджета по обязательствам казенных учреждений, за исключением операций на лицевых счетах для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение казенных учреждений.

Случаи открытия иных казначейских счетов могут определяться Правительством Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральным казначейством, что будет способствовать ограничению круга государственных органов, устанавливающих случаи открытия иных казначейских счетов.

Также в случае наличия размещенных временно свободных средств на едином счете бюджета, предусмотрен запрет на привлечение государственным внебюджетным фондом Российской Федерации бюджетного кредита на пополнение остатка средств. Поскольку Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает управление средствами пенсионных накоплений, подлежащих обособленному учету, предусматривается исключение из указанного запрета относительно размещенных на банковских депозитах средств для финансирования накопительной пенсии.

Предлагаемые Законом изменения позволят значительно сократить количество банковских счетов, открытых Федеральному казначейству в Банке России и кредитных организациях, сократить сроки проведения операций, а также оптимизировать инструменты управления остатками средств на едином казначейском счете с целью повышения эффективности и финансовой результативности размещения средств.

Закон вступает в силу с 1 января 2021 года. Соглашения, заключенные в соответствии со статьей 168 Бюджетного кодекса между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (местными администрациями), органами управления государственными внебюджетными фондами и Федеральным казначейством до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют до окончания срока действия указанных соглашений, но не позднее 1 января 2022 года.

Учитывая вышеизложенное комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей».