Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации „ (№ 686768–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 12 декабря 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и другими, а также членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и предусматривает внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, согласно которым сокращается перечень документов организаций, подлежащих регистрации в Банке России.

Федеральный закон вносит изменения в следующие законодательные акты:

Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

Федеральный закон № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»;

Федеральный закон № 325-ФЗ «Об организованных торгах»;

Федеральный закон № 414-ФЗ «О центральном депозитарии».

Банк России в соответствии с вышеназванными документами осуществляет полномочия по регистрации (согласованию, утверждению) документов репозитария, клиринговой организации, организатора торговли, центрального контрагента, центрального депозитария.

Рассматриваемый Федеральный закон исключают требование по регистрации в Банке России следующих документов, предусмотренных Федеральным законом № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»:

— правил внутреннего контроля, внутреннего аудита и управления рисками, связанных с осуществлением репозитарной деятельности;

— положения о комитете пользователей репозитарных услуг, определяющего порядок формирования комитета, порядок его работы и принятия решений, а также ответственность членов комитета.

При этом устанавливает обязанность репозитария размещать положение о комитете пользователей репозитарных услуг и вносимые в него изменения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изменения в Федеральный закон № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» исключают из полномочий Банка России необходимость регистрации иных документов клиринговых организаций и центральных контрагентов, кроме правил клиринга и вносимых в них изменений.

Помимо этого уточняется список документов, предоставляемых в Банк России для приобретения статуса центрального контрагента. Вместе с заявлением о ходатайстве в приобретении статуса центрального контрагента соискатель представляет в Банк России правила клиринга, правила организации системы управления рисками центрального контрагента, методику определения выделенного капитала центрального контрагента, методику стресс-тестирования рисков центрального контрагента, методику точности модели центрального контрагента, а также иные документы, предусмотренные нормативными актами Банка России.

В соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон № 325-ФЗ «Об организованных торгах», исключается обязанность организаторов торгов регистрировать в Банке России спецификации договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, а также методик расчета раскрываемых организатором торговли цен, индексов и иных показателей. При этом дополняется перечень информации и документов, подлежащих раскрытию организатором торговли. Раскрытию подлежат следующие документы:

методика расчета организатором торговли цен, индексов и иных показателей;

документ, определяющий порядок организации и осуществления внутреннего контроля;

документ, определяющий меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов;

документ, определяющий меры, принимаемые организатором торговли в чрезвычайных ситуациях и направленные на обеспечение непрерывности осуществления деятельности по организации торгов;

спецификации договоров, являющихся производными финансовыми инструментами.

Федеральный закон оставляет из обширного списка внутренних документов центрального депозитария, подлежащих регистрации в Банке России в соответствии с Федеральным законом № 414-ФЗ «О центральном депозитарии», два документа: условия осуществления депозитарной деятельности центрального депозитария, утвержденные Советом директоров (наблюдательного совета) центрального депозитария, и тарифы на услуги центрального депозитария, связанные с совершением операций по ценным бумагам.

Комитет отмечает, что реализация положений Федерального закона будет способствовать существенному снижению регуляторной нагрузки на инфраструктурные организации финансового рынка.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».