Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проект № 809044–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 декабря 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования закупок для государственных и муниципальных нужд в части разграничения понятий «контракт» и «государственный контракт», введения понятия «контракт жизненного цикла», особенностей осуществления закупок в отношении создания или реконструкции объектов капитального строительства в рамках реализации национальных проектов, введения упрощенного порядка проведения запроса котировок, установления особенностей для закупок товаров у единственного поставщика в электронной форме, согласования с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком.

Так, Федеральным законом введены раздельные понятия «государственный контракт» и «контракт» и уточнена предметная область в части распространения на правоотношения, связанные с приобретением недвижимого имущества и арендой имущества. Также введено понятие отдельной разновидности контракта – «контракт жизненного цикла». Предметом контракта жизненного цикла могут выступать в том числе новые машины и оборудование, что позволит заключать контракты на их закупку с дополнительными обязательствами по последующему обслуживанию, ремонту, эксплуатации и (или) утилизации.

В рамках реализации национальных проектов предусмотрена возможность заключения контрактов, предметом которых может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также поставка медицинского оборудования (если это предусмотрено проектной документацией). При этом Правительство Российской Федерации, высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации наделяются полномочиями по утверждению перечня объектов капитального строительства, создаваемых (реконструируемых) в рамках национальных проектов, а профильное министерство (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации) – полномочиями по утверждению:

— порядка определения начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК) (проектно-сметный метод не применяется);

— методики составления сметы;

— порядка изменения цены контракта.

Также при заключении вышеуказанных контрактов устанавливается обязательное требование о разделении стоимости проектирования, строительства, капитального ремонта, поставки оборудования.

Изменяются правила проведения запроса котировок в электронной форме:

— увеличен предельный размер НМЦК с 500 тыс. рублей до 3 млн рублей, при котором можно применять запрос котировок в электронной форме, а также снято ограничение по совокупному годовому объему закупок заказчика в размере 100 млн рублей;

— сокращен минимальный срок заключения контракта по результатам запроса котировок в электронной форме с 7 дней до 2 рабочих дней;

— изменены последствия признания закупки несостоявшейся: отменена обязанность продления срока приема заявок, если по окончании срока приема заявок заявки от участников отсутствуют или поступила только одна заявка, а также, если по результатам рассмотрения заявок только одна заявка признана соответствующей требованиям извещения или все заявки признаны несоответствующими. По новым правилам, в таких случаях при наличии одного поставщика заказчик может сразу заключить с таким поставщиком контракт, а при отсутствии поставщика провести новую закупку.

Введена возможность и установлен порядок осуществления закупок товаров на сумму до 3 млн рублей у единственного поставщика на электронной площадке (с учетом таких закупок также уточнено определение «электронная площадка»).

Закупка у единственного поставщика может быть осуществлена при условии закупки товара, содержащегося в каталоге товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

В целях заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 3 млн рублей предусмотрена процедура размещения потенциальными поставщиками на электронной площадке предварительных предложений о поставке товара, при этом обеспечивается доступность всех размещенных предварительных предложений на всех электронных площадках посредством информационного взаимодействия электронных площадок с единой информационной системой в сфере закупок. Требования к такому информационному взаимодействию устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При наличии потребности у заказчика на осуществление закупки товара электронной площадкой осуществляется отбор предложений поставщиков, которые соответствуют требованиям заказчика (устанавливаются в извещении).

Предварительные предложения, направляемые электронной площадкой, приравниваются к заявкам на участие и рассматриваются заказчиком не позднее одного рабочего дня с момента их получения.

При этом в случае наличия менее двух предварительных предложений, отвечающих требованиям, установленным заказчиком, закупка у единственного поставщика в указанном порядке не может быть осуществлена.

Сроки заключения контракта по результатам закупки аналогичны срокам заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме (минимальный срок — 2 рабочих дня).

В целях оптимизации временных затрат заказчика при осуществлении закупки предусматривается заключение заказчиком контракта по результатам признания несостоявшимися конкурса, аукциона или запроса предложений в связи с наличием только одной поданной и соответствующей установленным заказчиком требованиям заявки либо в связи с признанием только одной заявки соответствующей таким требованиям, если НМЦК превышает предельный размер (предельные размеры) начальной (максимальной) цены контракта, который устанавливается Правительством Российской Федерации, исключительно по согласованию с контрольным органом в сфере закупок.

Также Федеральным законом устанавливается обязанность в заявке участника закупки всегда указывать страну происхождения товара, как при закупке товаров, так и при закупке работ, в рамках которых используется закупаемый товар. Кроме того, обеспечивается возможность заключения договора аренды с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в отношении такого объекта недвижимости как земельный участок.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».