Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 689130–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях создания самостоятельного порядка налогообложения участников специальных инвестиционных контрактов (далее – СПИК), отдельного от региональных инвестиционных проектов.

В настоящее время налогообложение СПИК регламентируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), которые применяются к участникам региональных инвестиционных проектов.

Согласно Закону Кодекс дополняется новой главой 35 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных проектов».

Так, участником СПИК признается лицо, являющееся стороной такого инвестиционного контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной политике в Российской Федерации, и не являющееся участником консолидированной группы налогоплательщиков, резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего социально-экономического развития, участником регионального инвестиционного проекта, участником свободной экономической зоны и резидентом свободного порта Владивосток, а также не применяющее специальные налоговые режимы, предусмотренные Кодексом.

Также участником СПИК признается лицо, являющееся стороной специальных инвестиционных контрактов, заключенных с участием Российской Федерации, которое подлежит автоматическому включению уполномоченным органом в реестр, с момента включения инвестиционных проектов в соответствующий реестр.

Лицо приобретает статус налогоплательщика — участника СПИК со дня включения сведений о заключении специального инвестиционного контракта в реестр специальных инвестиционных контрактов и утрачивает этот статус с момента прекращения действия или расторжения СПИК.

Законом вводится новая статья 2849 Кодекса, которая устанавливает особенности применения пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций для участников СПИК.

Определено, что для участников СПИК налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, устанавливается в размере 0 процентов. Размер ставки налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов Российской Федерации для участников СПИК может быть понижен до 0 процентов. Указанные ставки налога на прибыль организаций применяются в течение всего срока действия СПИК.

Установлено, что такие налоговые ставки применяются ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по указанному налогу либо к налоговой базе от деятельности, которая осуществляется в рамках реализации инвестиционного проекта при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных от деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных при осуществлении иной деятельности.

Ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, но не позднее отчетного (налогового) периода, в котором совокупный объем расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации превысил 50% объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК.

Порядок расчета совокупного объема расходов и недополученных доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливается методикой, указанной в Федеральном законе от 31 декабря 2014 года № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».

 В случае расторжения СПИК сумма налога, не уплаченная в связи с применением пониженных налоговых ставок, подлежит исчислению и уплате в бюджет.

Необходимо отметить, что в переходных положениях Закона предусмотрены нормы по распространению его положений на уже действующие СПИК, а также сохраняется действие нормы Кодекса в части обеспечения стабильности налогового режима на весь период действия СПИК по применению налоговых льгот и преференций (статья 3 Закона).

Законом вносятся изменения юридико-технического характера в часть первую Кодекса.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением отдельных положений, которые имеют иные сроки вступления в силу.

Комитет полагает целесообразным отметить, что при рассмотрении законопроекта по запросу комитета были получены замечания субъектов Российской Федерации в части возможных неоднозначных толкований отдельных норм законопроекта в правоприменительной практике для СПИК. Указанные замечания субъектов Российской Федерации были обобщены, и подготовлены предложения комитета по доработке положений законопроекта в части применения положений Закона к уже действующим СПИК. По итогам работы в соавторстве с депутатами Государственной Думы была подготовлена согласованная поправка, которая была принята при рассмотрении законопроекта во втором чтении.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».