Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ и Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (проект № 603170–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ и Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 23 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими, а также членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и направлен на регулирование деятельности на российском рынке иностранных поставщиков платежных услуг и иностранных платежных систем с целью обеспечения своевременных расчетов с российскими банками, минимизации рисков в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ), а также в сфере информационной безопасности.

Федеральным законом определяются понятия «иностранный поставщик платежных услуг» и «оператор услуг информационного обмена», а также уточняется понятие «иностранная платежная система».

Федеральный закон устанавливает требования к приему на территории Российской Федерации электронных средств платежа (электронных кошельков, платежных карт и др.) (далее – ЭСП), а также к взаимодействию кредитных организаций с иностранными поставщиками платежных услуг в части безопасности операций и предоставления сведений в целях ПОД/ФТ.

Обязательным условием работы иностранного поставщика платежных услуг на территории Российской Федерации является наличие договора с оператором по переводу денежных средств (российской кредитной организацией). В соответствии с таким договором открытые клиентам — иностранным гражданам ЭСП могут приниматься на территории Российской Федерации при условии:

— проведения идентификации клиентов в соответствии с требованиями законодательства иностранного государства, на территории которого зарегистрирован иностранный поставщик платежных услуг, и предоставления полученных сведений оператору по переводу денежных средств по его запросу;

— обеспечения защиты информации при осуществлении переводов денежных средств в соответствии с требованиями, установленными Банком России.

Операции с использованием ЭСП, предоставленных иностранным поставщиком платежных услуг клиентам – российским гражданам, могут осуществляться за счет средств, переводимых иностранному поставщику платежных услуг оператором по переводу денежных средств. При этом на территории Российской Федерации запрещен прием ЭСП, за исключением платежных карт, а при использовании ЭСП за пределами Российской Федерации проводится идентификация клиентов в соответствии с требованиями законодательства иностранного государства, на территории которого зарегистрирован иностранный поставщик платежных услуг, и полученные сведения предоставляются оператору по переводу денежных средств по его запросу.

Сведения об иностранных поставщиках платежных услуг, заключивших договоры с операторами по переводу денежных средств, включаются в перечень иностранных поставщиков платежных услуг, ведение которого осуществляется Банком России в установленном порядке.

Для целей выравнивания регулирования деятельности российских и иностранных платежных систем на рынке платежных услуг Федеральный закон устанавливает требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации. Вводимое регулирование не распространяется на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации дочерние хозяйственные общества, являющиеся зарегистрированными Банком России операторами платежных систем, а также на международные финансовые организации и иностранные центральные (национальные) банки.

Согласно вводимым изменениям, операторы иностранных платежных систем, в рамках которых осуществляются трансграничные переводы денежных средств физических граждан, включаются в реестр Банка России при соблюдении определенных требований. Банк России осуществляет надзор за такими операторами иностранных платежных систем в части трансграничных переводов с участием российских кредитных организаций.

Банк России вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию правил иностранной платежной системы в части трансграничного перевода денежных средств с участием операторов по переводу денежных средств, к системе управления рисками, обеспечению защиты информации при осуществлении трансграничного перевода денежных средств, обеспечению ПОТ/ФТ.

Комитет отмечает, что важной нормой, обеспечивающей защиту российских банков от необоснованного приостановления и прекращения участия в платежной системе, является устанавливаемый Федеральным законом запрет на внесение в правила иностранной платежной системы критериев приостановления (прекращения) участия в платежной системе по инициативе оператора платежной системы.

Для обеспечения бесперебойности расчетов платежными картами на территории Российской Федерации Федеральный закон устанавливает требования к оператору услуг информационного обмена (процессинговому центру), среди них соблюдение правил платежных систем, включая национальную систему платежных карт, а также запрет на одностороннее приостановление (прекращение) оказания услуг в рамках иностранной платежной системы банкам и их клиентам.

В случае приостановления (прекращения) процессинговым центром в одностороннем порядке оказания услуг кредитным организациям и их клиентам Банк России взыскивает штраф в 10-кратном размере от суммы комиссии, уплаченной пострадавшим банком процессинговому центру за предшествующий календарный месяц, а при повторном приостановлении оказания услуг – в 50-кратном размере.

Федеральный закон устанавливает, что кредитные организации обязаны предоставлять клиентам – физическим лицам для целей оказания за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в натуральной форме мер социальной поддержки, государственной социальной помощи и льгот, в том числе льгот при пользовании транспортными услугами, только национальные платежные инструменты. Национальные платежные инструменты предоставляются также в обязательном порядке организациям, лицевые счета которых открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), в целях осуществления операций за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Комитет отмечает, в соответствии с предложениями, изложенными в заключении комитета по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятому Государственной Думой 25 июня 2019 года, в Федеральном законе уточнена норма, согласно которой обязательность получения операционных услуг от операционного центра национальной платёжной системы также применяется к услугам подтверждения использования клиентами кредитных организаций международных платежных карт (аутентификации) в сети «Интернет» при осуществлении переводов денежных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом надзор за деятельностью операторов иностранных платежных систем, участников платежных систем, участников иностранных платежных систем осуществляет Банк России. В целях повышения эффективности реализации Банком России функций надзора и наблюдения в национальной платежной системе Федеральный закон наделяет Банк России правом осуществлять взаимодействие с субъектами национальной платежной системы посредством информационных ресурсов Банка России в сети «Интернет», в том числе путем предоставления им доступа к личному кабинету. Личный кабинет будет использоваться субъектами национальной платежной системы для передачи в Банк России отчетности, документов и иных сведений, порядок ведения личного кабинета определяется нормативным актом Банка России.

Также Федеральным законом предусматриваются полномочия Совета директоров Банка России определять при необходимости предельные значения комиссий за переводы денежных средств с использованием платежных карт, взимаемых кредитными организациями со своих клиентов.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О национальной платежной системе“ и Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“.