Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (проект № 733124–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 18 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и предусматривает внесение изменения в пункт 2 статьи 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) в части предельного срока принятия федеральных законов о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также федеральных законов, регулирующих бюджетные правоотношения, которые приводят к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и вступают в силу в очередном финансовом году и в плановом периоде.

Действующей редакцией Бюджетного кодекса установлено, что указанные федеральные законы должны быть приняты не позднее одного месяца до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Соответствующая норма была направлена на обеспечение предсказуемости формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем положения Бюджетного кодекса, которые ограничивают сроки внесения изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также в бюджетное законодательство Российской Федерации, приостанавливались начиная с 2010 года.

Комитет неоднократно поднимал вопрос о необходимости прекращения практики приостановления действия пункта 2 статьи 53 Бюджетного кодекса, и в том числе это нашло отражение в постановлении Совета Федерации от 22 апреля 2019 года № 140-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

При этом, по мнению Правительства Российской Федерации, обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с очередного финансового года, до 1 сентября сложно в связи с уточнением макроэкономических параметров, а также с принятием отдельных решений Правительства Российской Федерации.

В связи с чем Закон устанавливает, что соответствующие федеральные законы должны быть приняты до дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, т. е. на 1 месяц позднее в сравнении с действующей нормой Бюджетного кодекса.

По мнению комитета, реализация Закона позволит повысить предсказуемость формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом комитет обращает внимание на целесообразность продолжения работы по обеспечению более раннего внесения изменений в законодательство Российской Федерации, которые должны быть учтены при формировании бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Одновременно комитет отмечает, что в отношении законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, приводящих к изменению доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, Бюджетный кодекс предусматривает аналогичные предельные сроки.

Так, согласно пунктам 2 статей 59 и 64 Бюджетного кодекса указанные правовые акты должны быть приняты до внесения проекта закона субъекта Российской Федерации о бюджете и проекта решения о местном бюджете в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган муниципального образования соответственно.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации».