Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 642244–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ‑ Закон), принятый Государственной Думой 16 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации и претерпел существенные изменения в ходе его рассмотрения в Государственной Думе. Данный Закон направлен на уточнение норм Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций, регулирующих налогообложение региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – региональные операторы).

В части налога на добавленную стоимость Законом освобождается от налогообложения реализация услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами (статья 149 Кодекса). При этом к услугам по обращению с твердыми коммунальными отходами относятся услуги, в отношении которых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора без учета налога. Указанные положения подлежат применению налогоплательщиком в течение пяти последовательных календарных лет начиная с года, в котором введен в действие предельный единый тариф.

Также освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость реализация коммунальных услуг, приобретенных у региональных операторов. Положения статьи 149 Кодекса в новой редакции применяются в отношении операций по реализации услуг, оказываемых региональными операторами, по предельным единым тарифам, вводимым в действие с 1 января 2020 года.

В части налога на прибыль организаций Законом предоставлено право субъектам Российской Федерации своими законами устанавливать для региональных операторов ставку в размере 0% по налогу, который зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации (статья 284 Кодекса). В случае принятия субъектом Российской Федерации такого решения налоговая ставка по налогу, зачисляемому в федеральный бюджет, устанавливается также в размере 0%.

Указанные налоговые ставки применяются только к прибыли организации, которая получена от деятельности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанные нормы Закона вступают в силу с 1 января 2020 года.

В виде поправки ко второму чтению законопроекта в Государственной Думе была внесена норма, согласно которой не признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость передача на безвозмездной основе в государственную или муниципальную собственность объекта недвижимого имущества, предназначенного для проведения спортивных мероприятий по конькобежному спорту, а также необходимых для его функционирования объектов инфраструктуры и движимого имущества (статья 146 Кодекса). Данная норма аналогична действующему освобождению в случае передачи на безвозмездной основе объекта недвижимого имущества для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии «Формула-1». Срок вступления в силу нормы — по истечении 1 месяца со дня официального опубликования Закона, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

С учетом того, что с 1 января 2019 года в Российской Федерации введена новая система регулирования услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами реализация положений Закона будет способствовать развитию современной системы переработки отходов и сдерживанию роста тарифов на услуги региональных операторов.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».