Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в целях уточнения перечня банковских операций, а также порядка выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О государственной корпорации развития „ВЭБ.РФ“, а также Федеральный закон „О драгоценных металлах и драгоценных камнях“.
Федеральный закон приводит нормы законодательства о банках и банковской деятельности в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) в связи с введением в 2015 году института независимой гарантии. ГК РФ определяет, что независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями, а также другими коммерческими организациями, при этом банковская гарантия является разновидностью независимой гарантии и требования о лицензировании такой деятельности не установлены. В целях обеспечения равенства участников делового оборота Федеральный закон исключает операции по выдаче банковских гарантий из перечня банковских операций, на осуществление которых требуется лицензия Банка России, а также относит банковскую гарантию к сделкам, которые кредитные организации могут совершать помимо банковских операций.
Аналогичные изменения вносятся в Федеральный закон «О государственной корпорации развития ВЭБ.РФ» в отношении выдачи ВЭБ.РФ банковских гарантий, исключив ее из перечня банковских операций, которые осуществляет ВЭБ.РФ при выполнении возложенных на него функций, при этом включив их в перечень осуществляемых ВЭБ.РФ иных операций.
Кроме этого, Федеральный закон расширяет перечень иных функций ВЭБ.РФ, наделив его правом осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа организаций ВЭБ.РФ (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций) и юридических лиц РФ (за исключением кредитных организаций и некредитных финансовых организаций), являющихся хозяйственными обществами и признаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации подконтрольными лицами организаций ВЭБ.РФ.
Помимо этого, Федеральный закон определяет, что ВЭБ.РФ вправе в период до 31 декабря 2024 года осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа организаций ВЭБ.РФ, являющихся некредитными финансовыми организациями.
Также в Федеральный закон «О государственной корпорации развития ВЭБ.РФ» внесен ряд изменений по вопросам правового регулирования деятельности государственной корпорации, полномочий наблюдательного совета и правления ВЭБ.РФ.
В Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» вносятся юридико-технические правки, связанные с порядком выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций с драгоценными металлами.
Комитет отмечает, для согласования уточненного Федеральным законом перечня банковских операций с перечнем операций, освобождаемых от обложения налогом на добавленную стоимость, установленных главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 149 части второй Налогового кодекса и признании утратившей силу части 3 статьи 3 Федерального закона „О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации“.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».