Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 472349–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским,
А.В. Лященко, а также членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым и направлен на совершенствование законодательства об инвестиционных фондах в целях повышения их инвестиционной привлекательности и снижения регуляторной нагрузки на паевые инвестиционные фонды
(далее – ПИФ), в том числе для квалифицированных инвесторов.

Так, в рамках совершенствования регулирования инвестиционных фондов отменяется обязательная регистрация в Банке России правил доверительного управления (далее – ДУ) ПИФами для квалифицированных инвесторов. Вместо этого вводится процедура согласования указанных правил специализированным депозитарием. При этом Банком России взамен типовых правил ДУ будут устанавливаться требования к правилам ДУ, что позволит Банку России применять гибкое регулирование, предусматривая конкретные дополнительные требования только лишь в случаях обоснованной необходимости.

Также Федеральный закон наделяет владельцев паев для квалифицированных инвесторов правом требовать при погашении пая, если это предусмотрено правилами ДУ, выдела имущества, приходящегося на их долю в праве общей собственности на имущество, составляющее ПИФ. При этом в правилах ДУ такими фондами должны содержаться правила и сроки выдела имущества в натуре. В настоящее время такое право есть только у владельцев паев биржевых ПИФов.

Кроме того, вводится возможность получения текущего дохода по паям для владельцев паев любых ПИФов, а не только владельцев паев биржевого и закрытого ПИФов, как это предусмотрено в настоящее время.

В связи с тем, что распоряжение средствами ПИФа, состав его имущества, заключаемые сделки (за исключением биржевых) подлежат ежедневному контролю со стороны специализированного депозитария, а стоимость активов, составляющих ПИФ, и величина обязательств ПИФа определяются управляющей компанией по справедливой стоимости и также контролируется специализированным депозитарием, Федеральным законом отменяется обязанность управляющей компании ПИФа заключать договор оказания аудиторских услуг в отношении имущества, составляющего ПИФ. Теперь необходимость заключения управляющими компаниями ПИФа таких договоров с аудиторскими организациями должна определяться правилами доверительного управления.

В рамках устранения избыточных ограничений и требований к фондам для квалифицированных инвесторов снимается ограничение, связанное с запретом распространения информации об акционерных инвестиционных фондах (далее – АИФ) и ПИФах на официальных сайтах АИФов, управляющей компании и специализированного депозитария АИФа и ПИФа и на официальном сайте Банка России. Федеральным законом разрешается публиковать такую информацию на официальных сайтах соответственно АИФа, управляющей компании и специализированного депозитария АИФа и ПИФа, а также на официальном сайте Банка России.

Отменяется требование, в соответствии с которым порядок определения размера вознаграждения управляющей компании АИФа или ПИФа для квалифицированных инвесторов устанавливается в соответствии с нормативным актом Банка России.

Также отменяется обязанность лица, осуществляющего прекращение ПИФа, до начала расчетов с кредиторами составлять и направлять в Банк России баланс имущества, составляющего ПИФ. Указанная обязанность является избыточной, так как сведения, содержащиеся в таком балансе, Банк России получает в составе регулярной отчетности, которая продолжает направляться в Банк России в процессе прекращения ПИФа.

В действующей редакции Федерального закона «Об инвестиционных фондах» содержится требование к размеру вознаграждения лица, осуществляющего прекращение ПИФа (не более 3% суммы денежных средств, составляющих ПИФ, за вычетом средств, подлежащих выплате). Федеральным законом отменяется это требование, при этом устанавливается, что размер вознаграждения лица, осуществляющего прекращение ПИФа, определяется в правилах ДУ и для ПИФа для квалифицированных инвесторов ничем не ограничен, а для ПИФа для неквалифицированных инвесторов не может превышать максимальный размер, устанавливаемый нормативным актом Банка России.

Кроме того, предусматривается, что срок прекращения ПИФа для квалифицированных инвесторов может устанавливаться правилами ДУ таким фондом, а не в течение 6 месяцев, как установлено нормами действующего законодательства.

Также в соответствии с Федеральным законом на ПИФы для квалифицированных инвесторов не будет распространяться требование об утверждении отчета о прекращении ПИФа в Банке России. Утверждение указанного отчета возлагается на специализированный депозитарий.

В целях обеспечения интересов учредителя управления и достижения наилучших финансовых результатов предусматривается право управляющего принимать в ДУ и (или) приобретать за счет имущества, находящегося в ДУ, инвестиционные паи ПИФа, ДУ которым он осуществляет. При этом указанная возможность должна быть предусмотрена договором ДУ и управляющий обязан направить учредителю управления уведомление о приобретении таких паев, в котором должно содержаться обоснование совершения сделки с указанными паями, в том числе сведения о соответствии такой сделки интересам учредителя управления.

Также предусматривается, что правила ДУ ПИФа для квалифицированных инвесторов под управлением Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора (далее — УК ФКБС) и изменения и дополнения в них регистрируются Банком России, а отчеты о прекращении таких ПИФов утверждаются Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» для ПИФов для неквалифицированных инвесторов.

При этом изменения и дополнения в правила ДУ ПИФов для квалифицированных инвесторов под управлением УК ФКБС вступают в силу со дня их регистрации Банком России, если более поздний срок не будет предусмотрен указанными правилами.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу, а именно:

через 6 месяцев – положения, связанные с согласованием специализированным депозитарием правил ДУ фондами для квалифицированных инвесторов и утверждением специализированным депозитарием отчетов о прекращении таких фондов;

с 1 февраля 2021 года – положения, связанных с заменой типовых правил ДУ фондами для квалифицированных инвесторов на предъявление требований к указанным правилам, с предоставлением возможности выдела имущества при погашении паев, а также выплаты текущего дохода по паям.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».