Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (проект № 720845–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее – Закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 27 июня 2019 года, комитет отмечает следующее.

Рассматриваемым Законом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (далее — Федеральный закон № 459-ФЗ) только в части показателей, утвержденных на 2019 год.

Закон подготовлен с учетом результатов исполнения федерального бюджета за январь-апрель 2019 года, а также на основе ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2019 году и уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2020 и 2021 годов.

Прогноз по курсу рубля пересмотрен в сторону незначительного ослабления: согласно текущим оценкам среднегодовой курс национальной валюты в 2019 году составит 65,1 руб. за доллар США против ранее прогнозируемого 63,9 руб. за доллар США.

По оценке Минэкономразвития России ключевыми факторами ослабления рубля станут смягчение бюджетной и денежно-кредитной политики во втором полугодии текущего года, продолжение интервенций Банка России на валютном рынке в объемах, превышающих покупки валюты в рамках бюджетного правила, и ожидаемое снижение цен на нефть.

В первом квартале текущего года в связи с увеличением базовой ставки НДС наблюдалось ускорение инфляции. Однако слабость внутреннего спроса на фоне жесткой бюджетной и денежно-кредитной политики обеспечили замедление роста цен, что позволило сохранить уровень инфляции на прежнем уровне (4,3%).

Прогноз рост инвестиций в основной капитал остался без изменений на уровне 3,1 процента.

Фактические темпы роста оплаты труда оказались менее динамичными, чем предполагалось ранее, что стало причиной пересмотра как годовой динамики реальных заработных плат (прогноз понижен до 1,1% по итогам 2019 года против 1,4%, заложенных в Федеральном законе № 459-ФЗ), так и статистики по темпам роста потребительской активности.

Прогноз темпов прироста реальных располагаемых денежных доходов населения в 2019 году сохранен на уровне 1%. При этом Счетной палатой Российской Федерации отмечается наличие рисков сохранения динамики данного показателя в отрицательной области, что обусловлено снижением в I квартале текущего года реальных располагаемых денежных доходов населения на 2,3% и отсутствием в течение 2019 года введения новых существенных монетарных мер социальной поддержки граждан.

Рассматриваемым Законом предусматривается изменение основных характеристик федерального бюджета на 2019 год, установленных статьей 1 Федерального закона № 459-ФЗ, в том числе:

увеличение номинального объема ВВП с 105 820,0 млрд рублей до 109 086,0 млрд рублей (или на 3,1%) за счет увеличения индекса-дефлятора ВВП за 2019 год (с 103,3% до 103,7%). Следует отметить, что в первом квартале 2019 года рост экономической активности, по оценке Минэкономразвития России, замедлился до 0,8% г/г, что стало ожидаемой реакцией на адаптацию к принятым изменениям налогового законодательства. В то же время текущая динамика ключевых макроэкономических показателей складывается несколько лучше, чем предполагалось ранее, в связи с чем прогноз роста ВВП по итогам 2019 года пока остался без изменений по сравнению с Федеральным законом № 459-ФЗ (1,3%). Комитет отмечает сохранение неблагоприятных внешних и внутренних факторов, создающих риски недостижения ожидаемого годового темпа экономического роста.

увеличение общего объема доходов федерального бюджета с 19 969,3 млрд рублей до 20 174,9 млрд рублей (или на 1,0%);

увеличение общего объема расходов с 18 037,2 млрд рублей до 18 293,7 млрд рублей (или на 1,4%);

сокращение профицита на 50,9 млрд рублей (или на 2,6%), что обусловлено снижением поступления нефтегазовых доходов. Профицит составит 1 881,2 млрд. рублей (1,7 % ВВП).

Цена на нефть сохранена без изменений на уровне 63,4 долл. США за баррель. В среднем за период с начала года цена на нефть марки «Юралс» составила 65,1 долл. США за баррель. Комитет отмечает, что на 1 июля текущего года цена на нефть марки «Юралс» составила 63,2 долл. США за баррель.

Ненефтегазовый дефицит в 2019 году составит 6 358,3 млрд. рублей (или 5,8% к ВВП). По отношению к ВВП ненефтегазовый дефицит снизится на 0,2% по сравнению с уровнем, учтенным при формировании Федерального закона № 459-ФЗ.

В связи с предусматриваемым в 2019 году уменьшением профицита федерального бюджета планируется соответствующее изменение источников финансирования дефицита федерального бюджета в сумме 50,9 млрд рублей, в том числе источников внутреннего финансирования – на 54,3 млрд рублей (или на 3,3%), источников внешнего финансирования –на (-) 3,4 млрд рублей (или на 1,1%). Данные изменения предусматривают уменьшение объемов внутренних заимствований на фоне увеличения объемов привлечения по внешним заимствованиям.

По источникам внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2019 году предусмотрено:

уменьшение объема привлечения по государственным ценным бумагам Российской Федерации на внутреннем долговом рынке на 145,3 млрд. рублей (или на 6%) в связи с увеличением базовых нефтегазовых доходов;

уменьшение объема погашения основной суммы задолженности по государственным ценным бумагам Российской Федерации на 6,8 млрд рублей (или на 1,0%);

уменьшение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета для зачисления дополнительных нефтегазовых доходов в иностранной валюте на 192,2 млрд рублей (или на 5,7 %).

По источникам внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2019 году предусмотрено, в том числе:

увеличение объема поступлений от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на 56,6 млрд рублей (или на 29,5%) в результате замещения части заимствований в валюте Российской Федерации заимствованиями на международном рынке капитала в связи со сложившейся благоприятной экономической конъюнктурой;

увеличение объема привлечения кредитов международных финансовых организаций на 1,5 млрд рублей (или на 13,4%);

увеличение бюджетных ассигнований на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на 56,5 млрд рублей (или на 23,9%).

Законом предусмотрено уменьшение верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года на 283,3 млрд. рублей (или на 2,4 %) – до 11 329,5 млрд рублей (10,4 % ВВП) в связи с тем, что Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации в 2018 году исполнена в объеме меньше запланированного, а также с учетом предлагаемого Законои уменьшения объема государственных внутренних заимствований Российской Федерации в 2019 году.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 мая 2019 года составил 9 903,1 млрд рублей (или 87,4% верхнего предела долга).

Законом предусматривается уменьшение верхнего предела государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года по сравнению с показателем, установленным Федеральным законом № 459-ФЗ, на 0,3 млрд долларов США, или на 0,5% (с 64,6 млрд. долларов США до 64,3 млрд долларов США), в связи с тем, что Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации в 2018 году была исполнена в объеме меньше запланированного.

При этом верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2020 года, выраженный в евро, и верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по государственным гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте на 1 января 2020 года, выраженный в евро, увеличатся на 0,6 млрд. евро, или на 1,1 % (с 54,8 млрд. евро до 55,4 млрд. евро), и на 0,4 млрд. евро, или на 1,9 % (с 21,2 млрд. евро до 21,6 млрд. евро), соответственно, в связи с изменением прогнозного курса евро к доллару США в соответствии с уточненным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год.

Объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 мая 2019 года составил 51 145,8 млн. долларов США (или 79,5% верхнего предела долга).

Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2020 года по сравнению с показателем, установленным Федеральным законом № 459-ФЗ, сокращается на 167,3 млрд рублей (или на 1,1%) до 15 566,8 млрд рублей (14,3% ВВП).

Объем средств Фонда национального благосостояния на конец 2019 года составит 8,4 трлн рублей (или 7,7% к ВВП). В соответствии с рассматриваемым Законом использование средств данного фонда на 2019 год на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц увеличится на 363,8 млн рублей (или на 8,3%) и составит 4,7 млрд рублей, исходя из фактической потребности в трансферте, заявленной Пенсионным фондом Российской Федерации на 2019 год.

Доходы федерального бюджета в 2019 году оцениваются в объеме 20 174,9 млрд рублей. Предусматривается увеличение общего объема доходов на 205,6 млрд рублей (или на 1,0%). По отношению к ВВП доходы уменьшаются на 0,4 процентный пункт и составят 18,5% ВВП.

Нефтегазовые доходы в 2019 году ожидаются в сумме 8 239,5 млрд рублей (или 7,6% к ВВП). Ожидается сокращение поступления нефтегазовых доходов на 58,7 млрд рублей (или на 0,7%), что связано в значительной степени с уточнением параметров «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли. Прогнозируется сокращение объема нефтегазовых доходов вследствие введения компенсационной надбавки — на 111,7 млрд рублей.

Также на оценку поступлений нефтегазовых доходов значительное влияние оказало снижение цены на нефть в конце 2018 года и начале 2019 года и корректировка прогноза в части объемов добычи, экспорта и переработки углеводородного сырья.

Базовые нефтегазовые доходы рассчитаны на основании базовой цены на нефть 41,6 доллара за баррель, и составят 5 062,5 млрд рублей, что на 133,4 млрд рублей (или на 2,7%) больше суммы, учтенной при формировании Федерального закона № 459-ФЗ, что обусловлено прогнозируемым ростом курса доллара США по отношению к рублю, а также изменением прогноза объемов добычи и экспорта углеводородного сырья и нефтепродуктов. Дополнительные нефтегазовые доходы оцениваются в сумме 3 177,9 млрд рублей, что на 192,2 млрд рублей меньше суммы, учтенной в Федеральном законе № 459-ФЗ.

В рамках изменения объема нефтегазовых доходов прогнозируется увеличение поступлений НППИ на нефть и газ горючий природный на 84,96 млрд рублей (или на 1,4%), вывозных таможенных пошлин на газ природный — на 90,7 млрд рублей (или на 12,6 %). При этом прогнозируется уменьшение объемов вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на товары, выработанные из нефти на 191,8 млрд рублей (или на 11,2 %), и налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на 39,8 млрд рублей (или на 38,6 %).

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2019 году оцениваются в объеме 11 935,5 млрд рублей (или 10,9% к ВВП). Ожидается увеличение поступления ненефтегазовых доходов на 264,4 млрд рублей (или на 2,3%).

Комитет отмечает увеличение доли ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета на 2019 год с 58,4% до 59,2% и снижении доли нефтегазовых доходов с 41,6% до 40,8%.

На увеличение поступлений ненефтегазовых доходов повлиял рост следующих доходов.

Поступление налога на прибыль организаций в 2019 году увеличилось на 165,6 млрд рублей (или на 17,2%), что связано главным образом с ростом прибыли прибыльных организаций, преимущественно в секторах нефтедобычи, нефтепереработки и металлургии, во второй половине 2018 года, что привело к увеличению поступлений в I квартале 2019 года годового перерасчета за 2018 год, а также изменения налога на дивиденды и на доходы иностранных компаний.

Увеличение объема поступлений внутреннего налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, на 129,6 млрд рублей (или на 3,3%) связано с ростом номинального ВВП, ростом поступлений в отраслях нефтегазового сектора, улучшением администрирования.

Поступления от акцизов на товары, производимые на территории Российский Федерации, увеличиваются на 10,0 млрд рублей (или на 1,0%) в основном за счет роста поступлений роста облагаемых объемов реализации отдельных видов подакцизной продукции (в первую очередь дизельного топлива, а также табака (табачных изделий), предназначенного для потребления путем нагревания) и роста экспортных цен на природный газ.

Прогнозируемое сокращение ненефтегазовых доходов связано главным образом со снижением:

— поступления НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации – на 8,9 млрд рублей (или на 0,3%) в связи со снижением объемов импорта;

— поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации на 1,4 млрд рублей (или на 1,4%) в связи со снижением объемных показателей по сигаретам с фильтром и по крепкому алкоголю.

Кроме этого, прогнозируется значительное снижение поступлений доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, — на 144,4 млрд рублей (или на 24,5%) в связи с корректировкой чистой прибыли организаций за 2018 год по фактическим данным опубликованной финансовой отчетности, а также с учетом возможных рисков недопоступления дивидендов по ряду компаний. При этом расчеты по данным доходам представлены не были.

Комитет отмечает, что в составе материалов к законопроекту представлены расчеты предлагаемых изменений прогнозных объемов доходов федерального бюджета не по всем видам доходов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации общий объем расходов федерального бюджета увеличивается на 256,5 млрд. рублей или на 1,4% в пределах поступления дополнительных ненефтегазовых доходов и составит 18 293,7 млрд рублей. По отношению к ВВП расходы снижаются на 0,2% и составят 16,8% ВВП.

Кроме того, предусматривается увеличение расходов за счет экономии бюджетных ассигнований в текущем году по отдельным направлениям в объеме 105,3 млрд рублей и перераспределение бюджетных ассигнований по предложениям главных распорядителей средств федерального бюджета в пределах общего объема расходов в объеме 281,4 млрд рублей.

Экономия бюджетных ассигнований в объеме 105,3 млрд рублей сложилась по следующим основным направлениям:

по предложениям главных распорядителей бюджетных средств (включая закрытую часть) – 57,3 млрд рублей;

обслуживание государственного долга Российской Федерации – 33,0 млрд рублей;

межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации – 14,9 млрд рублей.

Расходы на реализацию государственных программ Российской Федерации согласно приложению 151 к Закону (открытая часть) предусматривается увеличить на 206,4 млрд рублей.

Предусматривается изменение объемов финансирования по 35 государственным программам Российской Федерации (далее – государственная программа), в том числе по 24 программам объемы финансирования увеличены на 239,5 млрд рублей, по 11 – сокращены на 57,0 млрд рублей, а по 7 программам объем финансирования остается без изменений.

Не предусматриваются изменения объема финансирования по следующим государственным программам: «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности», «Развитие лесного хозяйства», «Развитие энергетики», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие оборонно-промышленного комплекса».

При этом по состоянию на 1 мая 2019 года необходимо отметить крайне низкий уровень кассового исполнения по трем из указанных программ: «Развитие оборонно-промышленного комплекса» — 1,5%, «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 – 2025 годы» — 3,0%, «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» — 9,1%.

Также низкое кассовое исполнение зафиксировано по двум государственным программам: «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» — 0,9%, «Реализация государственной национальной политики» — 7,6%. При этом рассматриваемым Законом предлагается увеличение объемов их финансирования соответственно на 2,0% и на 0,5%.

Наибольшее увеличение бюджетных ассигнований предусматривается по следующим программам: «Развитие транспортной системы» (78,1 млрд рублей), «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» (60,9 млрд рублей), «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (17,2 млрд рублей), «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (15,5 млрд рублей), «Развитие здравоохранения» (15,3 млрд рублей), «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (11,2 млрд рублей), «Обеспечение обороноспособности страны» (10,3 млрд рублей).

Наибольшее уменьшение бюджетных ассигнований планируется по следующим государственным программам:

«Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (33,3 млрд рублей), «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» (6,8 млрд рублей), «Космическая деятельность России» (5,3 млрд рублей).

Как и в предыдущие годы изменения, вносимые в государственные программы, не предусматривают корректировку их целевых значений показателей (индикаторов). Исключение составляет государственная программа «Социально-экономическое развитие Калининградской области», внесение изменений бюджетных ассигнований по которой привели к изменению целевых значений показателей (индикаторов).

Самый высокий уровень кассового исполнения отмечен по следующим государственным программам: «Развитие энергетики» — 68,3%; «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» — 50,0%, «Внешнеполитическая деятельность» — 45,9%; «Развитие рыбохозяйственного комплекса» — 44,2%. При этом по программе «Внешнеполитическая деятельность» предлагается сокращение объемов финансирования на 1,6%.

Комитет отмечает, что низкое кассовое исполнение за четыре месяца текущего года, а также увеличение объемов финансирования отдельных государственных программ при их низком кассовом исполнении создают риски невыполнения мероприятий и недостижения их целевых значений показателей (индикаторов).

В соответствии с приложением 131 к рассматриваемому Закону (открытая часть) объем расходов увеличен на 206,4 млрд рублей.

Предусматривается увеличение объемов расходов по 11 разделам классификации расходов на общую сумму 260,6 млрд рублей и сокращение по трем разделам на общую сумму 54,2 млрд рублей. Изменения объемов финансирования по разделам классификации расходов представлены в таблице

Код

раздела

Раздел

Федеральный закон

№ 362-ФЗ

Внесенные изменения

Итого с учетом изменений

+

_

%

 

Всего

15 025 016 112,9

 

+206 417 184,0

15 231 433 296,9

1,4

01

Общегосударственные

вопросы

1 325 479 322,4

+854 219,0

1 326 333 541,4

0,1

02

Национальная оборона

988 188 318,3

−995 883,8

987 192 434,5

−0,1

03

Национальная

безопасность и

правоохранительная

деятельность

1 394 028 170,7

 

+18 215 111,2

1 412 243 281,9

1,3

04

Национальная

экономика

2 525 279 081,4

+62 675 654,1

2 587 954 735,5

2,5

05

Жилищно-коммунальное

хозяйство

214 341 984,8

+53 777 434,7

268 119419,5

25,1

06

Охрана окружающей

среды

187 625 984,8

+12 370 910,3

199 996 8951

6,6

07

Образование

819 993 334,7

+16 405 854,5

836 399 189,2

2,0

08

Культура,

кинематография

127 163 409,8

+351 222,5

127 514 632,3

0,3

09

Здравоохранение

637 208 787,9

+16 061 678,2

653 270 488,1

2,5

10

Социальная политика

4 872 765 423,2

−20 144 161,5

4 852 621 261,7

— 0,4

11

Физическая культура и

спорт

61 085 807,1

+3 317 102,7

64 402 909.8

5,4

12

Средства массовой

информации

75 649 159,6

+3 413 693,6

79 062 853,2

4,5

13

Обслуживание

государственного и

муниципального долга

852 087 664,3

−33 048 704,9

819 038 959,4

3,9

14

Межбюджетные

трансферты общего

характера бюджетам

бюджетной системы

Российской Федерации

944 119 663,9

 

+73 163 053,4

1 917 282 717,3

7,7

Сокращение бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» на 20,1 млрд рублей обусловлено, главным образом, сокращением объема межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование в связи с ростом доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Одновременно по данному разделу предусмотрено увеличение объема субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 2,5 млрд рублей на выполнение обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением жильем ветеранов Великой Отечественной войны, в целях завершения реализации мероприятий по обеспечению жильем указанных лиц в 2019 году.

 Предусматривается сокращение объемов бюджетных ассигнований по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» на 33,0 млрд рублей, в том числе:

на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации — на 29,4 млрд рублей;

на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации — на 3,6 млрд рублей.

Сокращение расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации связано с фактическим выполнением программ внутренних и внешних заимствований в 2018 году (меньше запланированного), сокращением Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации в 2019 году, а также с уменьшением расходов в соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Расходы по разделу «Национальная оборона» сокращаются на 1,0 млрд рублей, что связано, главным образом, со сокращением расходов на реализацию ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012 – 2020 годы» и на обеспечение военного сотрудничества с иностранными государствам.

Существенное увеличение бюджетных ассигнований в общем объеме расходов федерального бюджета предусмотрено по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» — на 53,8 млрд рублей (или на 25,1%), «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» — на 73,2 млрд рублей (или на 7,7%) и «Охрана окружающей среды» — на 12,4 млрд рублей (или 6,6%).

Увеличение расходов по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» обусловлено выделением дополнительных бюджетных средств на имущественный взнос Российской Федерации в публично-правовую компанию «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» в размере 18,0 млрд рублей, из которых 16,0 млрд рублей предусмотрено на увеличение финансирования завершения строительства объектов незавершенного строительства — многоквартирных домов и 2,0 млрд рублей выделяется в целях предоставления поручительств по кредитным договорам, предусматривающим предоставление целевого кредита на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или предоставление кредита в целях рефинансирования (перекредитования) застройщика.

Также по данному разделу предусмотрены бюджетные ассигнования на:

субсидии АО «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов и затрат, связанных с оказанием помощи семьям, взявшим ипотечный жилищный кредит (заем) для приобретения жилья, в объеме 5,0 млрд рублей;

взнос в уставный капитал АО «ДОМ.РФ» в целях его докапитализации в объеме 20,0 млрд рублей.

Увеличение расходов по разделу «Охрана окружающей среды» связано с принятием поправки во втором чтении, предусматривающей увеличение на 11,0 млрд рублей объема субсидии российским производителям колесных транспортных средств на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств по колесным транспортным средствам, соответствующим нормам Евро-4, Евро-5.

Также комитет отмечает увеличение бюджетных ассигнований, предусмотренных на:

взнос в уставный капитал ОАО «РЖД» при условии поступления в доход федерального бюджета субсидии из бюджета г. Москвы в целях реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учетом организации диаметральных маршрутов в объеме 40,2 млрд рублей;

финансовое обеспечение дорожной деятельности в регионах в объеме 34,4 млрд рублей;

имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на компенсацию части затрат по исполнению обязательств по внешним заимствованиям на рынках капитала и компенсацию убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну Российской Федерации, в объеме 3,1 млрд рублей;

закупку антиретровирусных лекарственных препаратов для обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C в объеме 3,0 млрд рублей;

субсидии производителям сельскохозяйственной техники – 3,0 млрд рублей;

субсидии организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности воздушных перевозок населению в объеме 2,7 млрд. рублей.

Комитет отмечает, что в рамках рассматриваемого Закона внесенные изменения по объемам финансирования, обеспечивают реализацию решений вопросов, неоднократно поднимаемых Советом Федерации. Так, в частности, предусмотрено выделение дополнительных бюджетных ассигнований:

на дополнительную финансовую помощь субъектам Российской Федерации в объеме 129,2 млрд рублей;

на повышение оплаты труда работникам реагирующих подразделений МЧС России в объеме 4,3 млрд рублей;

на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению региональной социальной доплаты к пенсии в объеме 4,3 млрд рублей;

на реализацию мероприятий федерального проекта «Северный морской путь»: сжиженного природного газа и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта, включая объекты федеральной собственности (подводные гидротехнические сооружения, ледозащитные сооружения, объекты безопасности мореплавания), а также реконструкция морского канала в объеме 4,0 млрд рублей.

Согласно приложению 311 к Закону объем бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации увеличен на 129,2 млрд рублей.

Самое большое увеличение предусмотрено по иным межбюджетным трансфертам — на 56,7 млрд рублей (или на 14,7%). Это обусловлено увеличением бюджетных ассигнований:

на финансовое обеспечение дорожной деятельности в объеме 34,4 млрд рублей;

на реализацию мероприятий планов социального развития центров экономического роста регионов, входящих в состав Дальневосточного федерального округа в объеме 9,9 млрд рублей;

на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса в объеме 4,8 млрд рублей;

на реализацию инвестиционных проектов по организации добычи и переработки многокомпонентных руд, в том числе содержащих цветные и благородные металлы, на территории Чукотского автономного округа в объеме 4,5 млрд рублей;

на выплату региональной доплаты к пенсии в объеме 4,3 млрд рублей. Общий объем данных трансфертов в 2019 году составит 11,4 млрд рублей. Указанные были полностью распределены трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

Кроме этого, предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по содействию развития инфраструктуры регионов в связи с предоставлением иных межбюджетных трансфертов Челябинской области в объеме 1,5 млрд рублей в рамках подготовки к проведению саммитов ШОС и БРИКС в 2020 году и Омской области в объеме 1,0 млрд рублей в рамках подготовки к проведению XVI Форума межрегионального сотрудничества Республики Казахстан и Российской Федерации осенью 2019 года.

В рамках второго чтения была принята поправка, предусматривающая увеличение иных межбюджетных трансфертов в объеме 2,0 млрд рублей на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения больных диабетом.

Объем субсидий рассматриваемым Законом увеличен на 8,5 млрд рублей (или на 1,4%).

Предусмотрено, в том числе увеличение бюджетных ассигнований на:

софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации на 2,2 млрд. рублей;

модернизацию инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации на 0,7 млрд. рублей.

Во втором чтении было приято решение об увеличении объема субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на 961,5 млн рублей. Общий объем указанных субсидий на 2019 год определен в размере 38,0 млрд рублей, который был полостью распределен трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений.

Объем субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации увеличен на 2,5 млрд рублей (или на 0,7%).

Раздел «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» предлагается увеличить на 73,2 млрд рублей. Данное изменение обусловлено значительным увеличением объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на 60,9 млрд рублей или в 1,5 раза.

Увеличение объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в основном связано с уточнением прогнозного объема прироста 1 процентного пункта налога на прибыль, централизованного в федеральный бюджет, а также с превышением фактического объема поступлений по указанному показателю над прогнозным значением по итогам 2018 года в сумме 44,6 млрд рублей, а также в связи с превышением фактического объема поступлений от налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет по ставке 2%, над прогнозным значением по итогам 2018 года в сумме 11,3 млрд рублей.

В рамках второго чтения было принято решение о выделении из указанного объема 30,0 млрд рублей на предоставление дотаций (грантов) бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В результате общий объем указанных дотаций на 2019 год составит 50,0 млрд рублей.

Комитет неоднократно отмечал необходимость разработки дополнительных мер для стимулирования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также необходимость увеличения объема бюджетных ассигнований на указанные цели.

Учитывая необходимость распределения во второй половине текущего года значительного объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в том числе дотаций (грантов) за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, комитет считает необходимым рекомендовать Минфину России представить в кратчайшие сроки предложения по разработке методики распределения данных средств для обсуждения на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.

Комитет отмечает, что в рамках представленного Закона не предусмотрено увеличение объема дотации субъектам Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на оплату труда работников бюджетной сферы, которые продолжают оказывать значительное влияние на сбалансированность региональных бюджетов.

При этом комитет обращает внимание на то, что отдельные субъекты Российской Федерации даже после оказания финансовой помощи испытывают трудности с выполнением первоочередных расходов социально-значимого характера. В связи с этим, комитет считает целесообразным рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность распределения части дополнительно выделенных рассматриваемым Законом бюджетных ассигнований на предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов между субъектами Российской Федерации, где наблюдается особенно сложная социально-экономическая ситуация из‑за наличия государственного долга, который превышает собственные доходы регионального бюджета.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов».