Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 594955–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 30 мая 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2018 года № 22-П, которым пункты 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют однозначно решить вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

Законом устанавливается, что не подлежат освобождению от обложения НДФЛ не только доходы в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, но также доходы в виде компенсаций за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха. Данное изменение устраняет правовую неопределенность, отмеченную в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

При рассмотрении проекта Закона во втором чтении в него был включен ряд норм, направленных на уточнение и расширение перечня доходов освобождаемых от обложения НДФЛ, а также на расширение перечня лекарственных препаратов, расходы на которые учитываются в составе социального налогового вычета по НДФЛ.

Законом уточняется перечень компенсационных выплат, не подлежащих налогообложению. В частности, от налогообложения освобождаются компенсации, связанные с возмещением расходов на их оплату (включая услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами). Данное положение приводит в соответствие нормы Кодекса и нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрено не бесплатное предоставление коммунальных услуг, а компенсация их стоимости.

В перечень освобождаемых от налогообложения компенсационных выплат Законом включаются также выплаты, связанные с оплатой работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стоимости проезда работника в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа весом до 30 кг, а также стоимости проезда неработающих членов его семьи (мужа, жены, несовершеннолетних детей, фактически проживающих с работником) и стоимости провоза ими багажа, производимой в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Законом освобождаются от налогообложения доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 млн. рублей, финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами, прилагаемыми к соответствующей государственной программе Российской Федерации, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Закона.

Таким образом, Законом восстанавливается льгота для медицинских работников, прибывшим или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, в части освобождения от налогообложения полученной ими единовременной компенсационной выплаты в размере, не превышающем 1 млн. рублей.

Данная мера направлена на реализацию поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания 27 февраля 2019 года Президента Российской Федерации с членами Правительства Российской Федерации и Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.

В настоящее время льгота не применяется с 1 января 2018 года. В связи с этим Законом распространяется ее действие на период с 1 января 2018 года и устанавливается предельный срок ее применения – по 31 декабря 2022 года включительно. Законом также сохраняется право на льготу для тех, кто получил или вправе был получить выплату в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Соответственно, суммы налога, уплаченные в отношении данных выплат с 1 января 2018 года, могут быть истребованы налогоплательщиками к возврату уже в 2019 году. При этом следует учитывать, что возврат указанных сумм налога будет осуществляться за счет данных бюджетов, так как согласно нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации НДФЛ зачисляется в региональные и местные бюджеты.

Закон дополняет перечень освобождаемых от налогообложения доходов новыми видами доходов. При этом Законом предусмотрено распространение действия льготного режима в отношении таких доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 года.

Так, Закон освобождает от налогообложения денежную компенсацию взамен полагающегося из государственной или муниципальной собственности земельного участка, если такая компенсация установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации.

Предусматривается освобождение доходов в денежной и (или) натуральной формах, полученных налогоплательщиками не только в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», но и Законом Российской Федерации от 15 января 1993 года № 4301-I «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Федеральным законом от 9 января 1997 года № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы». Также освобождаются от налогообложения доходы в виде выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации.

В перечень освобождаемых от налогообложения Законом включаются также доходы в денежной и (или) натуральной формах, полученные:

— налогоплательщиками в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с рождением ребенка;

— инвалидами или детьми-инвалидами;

— отдельными категориями граждан в порядке оказания им социальной поддержки (помощи) в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, законами и (или) иными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону не подлежат также налогообложению суммы оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых лицам (родителям, опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами.

Помимо этого, Законом освобождаются от налогообложения доходы в виде ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России».

Законом расширяется перечень лекарственных препаратов, расходы на приобретение которых могут быть учтены в составе социального налогового вычета по НДФЛ.

Согласно действующей редакции статьи 219 Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации), назначенных лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Указанный перечень был утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201.

Законом исключается указание на утвержденный Правительством Российской Федерации перечень лекарственных средств. Соответственно, социальный налоговый вычет будет предоставляться в отношении всех назначенных налогоплательщику лечащим врачом лекарственных препаратов.

Комитет отмечает, что данная норма имеет высокое социальное значение и поддерживается.

Вместе с тем необходимо учитывать, что факт назначения лечащим врачом лекарственного препарата может быть подтвержден рецептом либо выпиской из истории болезни. Таким образом, Закон существенно расширяет перечень лекарственных препаратов, расходы на которые могут учитываться при налогообложении. При этом Законом предусмотрено распространение действия льготы в отношении доходов физических лиц, полученных ими начиная с налогового периода 2019 года.

По мнению комитета, в отличие от иных предусмотренных Законом льгот, применение которых возможно в единичных случаях, применение социального налогового вычета при приобретении лекарственных препаратов будет иметь массовый характер. Это может повлечь значительное сокращение поступлений по налогу на доходы физических лиц в региональные и местные бюджеты. Учитывая, что право на данный вид льготы налогоплательщики смогут заявить по истечении налогового периода 2019 года, основная нагрузка на региональные и местные бюджеты по ее предоставлению придется на 2020 год.

Изменения, вносимые Законом в главу 34 «Страховые взносы» Кодекса носят технический характер.

Положения Закона вступают в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц (расчетного периода по страховому взносу). При этом положение Закона об освобождении от налогообложения единовременных компенсационных выплат медицинским работникам вступает в силу со дня официального опубликования Закона.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».