Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 620109–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 22 мая 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях уточнения круга лиц, уполномоченных на предоставление предварительного согласия на передачу компетентным органам иностранных государств в рамках автоматического обмена страновыми отчетами сведений об участниках международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Закон вносит следующие изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В целях поддержания производственного потенциала и создания механизма бесперебойного финансового обеспечения организаций оборонно-промышленного комплекса Законом вносятся изменения, направленные на урегулирование вопросов контролируемости сделок и их налогообложения при переуступке уполномоченным банком прав в рамках исполнения государственного оборонного заказа. Так, цена, примененная в сделке по уступке банком прав в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или при предоставлении (передаче) кредитов в рамках исполнения государственного оборонного заказа, признается рыночной для целей налогообложения (статья 1053 Кодекса). Также данные сделки признаются неконтролируемыми при осуществлении контроля за совершением сделок между взаимозависимыми лицами (статья 10514 Кодекса).

Действие указанных положений Кодекса распространяется на сделки, по которым доходы или расходы признаются для целей налогообложения в соответствии с главой 25 Кодекса «Налог на прибыль организаций» с 1 января 2018 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

В настоящее время в рамках автоматического обмена страновыми отчетами информация о деятельности участников международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, а также в отношении их дочерних хозяйственных обществ, подлежит передаче компетентным органам иностранных государств в случае, если страновой отчет содержит сведения в отношении таких участников. Эта передача информации осуществляется только при наличии предварительного согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации.

Закон вносит уточнение, согласно которому сведения об участниках международной группы компаний, включенных в соответствии с законодательством Российской Федерации в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, подлежат передаче компетентным органам иностранных государств также при наличии предварительного согласия государственной корпорации, осуществляющей полномочия по осуществлению прав собственника имущества указанных участников (статья 10516–3 Кодекса). Так как данная норма направлена на улучшение положения налогоплательщиков и может иметь обратную силу, ее действие распространяется на правоотношения, связанные с представлением страновых отчетов международных групп компаний за 2017 год.

При рассмотрении проекта федерального закона во втором чтении были приняты новые положения, в соответствии с которыми вносятся изменения в главу 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса в целях совершенствования порядка налогообложения исполнителей поставок продукции по государственному оборонному заказу. Согласно указанным положениям к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, теперь будут относиться доходы в виде сумм прекращенных обязательств, которые определены актом Правительства Российской Федерации, для налогоплательщика-головного исполнителя и исполнителя поставок продукции по государственному оборонному заказу перед уполномоченными банками (статья 251 Кодекса).

 Также Законом расширяется перечень расходов на формирование резервов по сомнительным долгам, учитываемых при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. Установлено, что безнадежными долгами также признаются суммы прекращенных уполномоченным банком денежных обязательств перед налогоплательщиком. Перечень таких обязательств определяется соответствующим актом Правительства Российской Федерации (статья 266 Кодекса).

Законом определено, что ограничения размера убытка для целей налогообложения не применяются при уступке налогоплательщиком-банком права требования, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий по предупреждению банкротства банка, либо в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (статья 279 Кодекса).

 Действие положений Закона в части определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций распространяется на правоотношения за налоговые периоды начиная с 1 января 2018 года.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».