Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (проект № 499593–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 9 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект внесен Правительством Российской Федерации и разработан в целях совершенствования администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от штрафов, неустоек, пеней и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде.

В связи с чем Закон вносит изменения в статью 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс), излагая в новой редакции порядок зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от указанных платежей, в том числе устраняя разночтения и неоднозначное толкование отдельных положений указанной статьи.

Закон устанавливает единый принцип зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от штрафов в зависимости от должностных лиц, которыми наложен соответствующий штраф.

Указанный принцип заключается в том, что в целях создания заинтересованности и повышения эффективности работы соответствующих должностных лиц доходы от штрафов должны зачисляться в тот бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, налагающего данный штраф, за исключением отдельных случаев.

К таким исключениям относятся административные штрафы, назначенные за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, которые согласно Закону будут поступать в полном объеме в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения должностного лица федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявшего решение о наложении административного штрафа или направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд.

Также административные штрафы за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации будут поступать в доходы тех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства которых были использованы нецелевым образом, а штрафы, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, будут в полном объеме поступать в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в случае нарушения муниципальных правовых актов.

Кроме того, к исключениям из общего правила относятся административные штрафы, назначенные по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях мировыми судьями, комиссиями по делам несовершеннолетних, которые согласно Закону будут зачисляться по нормативу 50% в бюджеты субъектов Российской Федерации и 50 % в местные бюджеты.

Закон также предусматривает зачисление в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации штрафов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, которые начисляются на суммы неуплаченных налогов (сборов), исходя из ставок (сумм), предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

По общему правилу в федеральный бюджет в полном объеме будут зачисляться доходы от штрафов в случае, если постановления об их наложении вынесены судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и иных федеральных государственных органов, а также должностными лицами Центрального банка Российской Федерации и государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.

А если постановления о наложении административных штрафов вынесены должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений, подведомственных им, то такие штрафы будут в полном объеме зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации.

При этом суммы штрафов за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля, согласно Закону будут подлежать в полном объеме зачислению в бюджеты муниципальных образований, за счет средств бюджетов которых осуществляется финансовое обеспечение деятельности указанных органов.

Предлагаемый Законом принцип распределения указанных доходов обуславливает их перераспределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с чем при подготовке законопроекта ко второму чтению был проведен анализ в разрезе субъектов Российской Федерации изменения доходов их консолидированных бюджетов в целях выявления возможных выпадающих доходов исходя из данных за 2018 год и были подготовлены поправки, предусматривающие дополнительные меры по перераспределению доходов в их пользу.

Закон исключает зачисление в федеральный бюджет доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду (5%) и увеличивает норматив их зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации — городов федерального значения с 95% до 100%, а в местные бюджеты – с 55% до 60%.

Для бюджетов субъектов Российской Федерации Закон предусматривает увеличение норматива зачисления доходов от акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, а также акцизов на спиртосодержащую продукцию с 50% до 100%.

Кроме того, Закон устанавливает зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от акцизов на спирт этиловый из непищевого сырья по нормативу 100%.

Таким образом, Закон предусматривает зачисление доходов от акцизов на спирт этиловый из пищевого или непищевого сырья, а также акцизов на спиртосодержащую продукцию в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме, исключая их зачисление в федеральный бюджет.

При этом Закон устанавливает, что 50% объема указанных доходов будут распределяться территориальными органами Федерального казначейства между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете.

Это обусловлено тем, что в отношении 4 субъектов Российской Федерации необходимы дополнительные меры компенсации в связи с формированием у них выпадающих доходов (по оценке Правительства Российской Федерации в условиях 2018 года: Кемеровская область – 344,9 млн рублей, г. Санкт-Петербург – 110,4 млн рублей, Республика Дагестан – 21,9 млн рублей и Республика Северная Осетия-Алания – 8,0 млн рублей).

Комитет отмечает, что, по оценке Правительства Российской Федерации, предлагаемое Законом перераспределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации не только позволит исключить выпадающие доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, но и приведет в большинстве субъектов Российской Федерации к их увеличению. Например, увеличение объема доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме более 10,0 млн рублей в условиях 2018 года прогнозируется по 20 субъектам Российской Федерации, из которых наибольшее увеличение наблюдается по Ханты-Мансийскому автономному округу (430,3 млн рублей) и по Кировской области (228,8 млн руб.).

В целом увеличение доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях 2018 года, по оценке Правительства Российской Федерации, составит 1,1 млрд. рублей.

По мнению комитета, Закон позволит не только систематизировать подход к зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от штрафов, но и создаст стимулы для повышения качества их администрирования, что будет способствовать увеличению доходов в целом бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Вместе с тем комитет считает необходимым проведение Правительством Российской Федерации мониторинга реализации Закона в части изменения доходов в разрезе субъектов Российской Федерации.

Закон вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением изменений, направленных на урегулирование действующего порядка осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в части их реализации не только федеральными органами государственной власти, но и государственными органами, например, такими как Следственный комитет Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации, которые носят технический характер и вступают в силу со дня официального опубликования Закона.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».